+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

На практико-ориентированном занятии участники проекта выполнили вокальные упражнения для настройки голоса

Цель постановки голоса — научить поддерживать звук с помощью дыхания и направлять его в резонаторы. В результате человек может петь ровно и не сбиваясь, легко «вытягивать» длительные ноты и фразы.

Некоторые элементы постановки голоса:

  • Формирование дыхательной опоры. Для этого выполняют упражнения с медленными выдохами, шипением, толчками воздуха диафрагмой.
  • Снятие голосовых зажимов. Это помогает лёгкому пению и чистой артикуляции.
  • Работа над правильной дикцией. Чёткая артикуляция помогает правильно направлять звук в резонаторы, делая голос более глубоким и красивым.

Нюансы постановки голоса отличаются в зависимости от жанра, в котором работает вокалист. Например, академическим певцам ставят голос так, чтобы он звучал ровно и устойчиво на протяжении всей звуковой шкалы. Джазовых и эстрадных вокалистов учат делать резкие переходы и красивые мелизмы, которые исключают ровное звучание.  

Некоторые упражнения, которые могут помочь развить голосовые связки и проработать вокальную опору:

  • Дыхание на «с-с-с» и «ф-ф-ф». Нужно вдохнуть через нос, а затем сделать длинный выдох на звук «с» или «ф», удерживая поток воздуха ровным. Стараться продлить выдох как можно дольше, не сдуваясь в конце. 
  • Поза «зевок» и пение на опоре. Нужно открыть рот, словно зевать, почувствовать, как опускается челюсть, расслабляется гортань. Затем добавить мягкое пение на гласную «А». Такой подход снимает зажимы в горле и запускает голос «в опору», а не в шею.
  • Жужжание или мурлыканье. Нужно с закрытым ртом, на среднем тоне, сказать «ммм» или «муррр» с лёгкой вибрацией. Упражнение разогревает голос, включает губной и носовой резонатор, помогает расслабить лицо и активировать звук «вперёд». 
  • «Носовой» звук — мягкое пение через нос. Нужно спеть «Ня», «Не», «Ни» с лёгким вибрирующим ощущением в носу. 
  • Гласные на дыхании: А–О–У. На длинном выдохе нужно пропеть гласные «А», «О», «У», стараясь держать тон на одной высоте и не теряя опору.
  • Распевка на одной ноте. Нужно взять один устойчивый тон (например, «Соль») и спеть на нём разные гласные: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О». Упражнение развивает плавность подачи, помогает «завести» голос без скачков и срывов.
  • Гортанный слайд. Нужно натянуть губы в улыбке, разомкнуть челюсть, корень языка постараться полностью прижать к небу. Затем тянуть любой звук, главное, чтобы он был от удобной низкой ноты до удобной высокой ноты. 
  • Упражнение «Ай-яй-яй». Нужно несколько раз поговорить «ай яй яй» расслабленно, на среднем тоне. Затем хриплым звуком «ай яй яй» можно пропеть любую мелодию. 
  • Мелодекламация. Нужно говорить стихи нараспев, громко и объёмно, как драматический актёр. При этом важно выводить звук вперёд, на верхние передние зубы. 
  • Упражнение «Няу». Нужно натянуть улыбку, разомкнуть челюсть: между нижней и верхней челюстью должны проходить два пальца. Затем проговаривать на высоких регистрах слог «няу», оттягивая букву «н». 
  • Упражнение «Ма-ня». Нужно встать прямо, говорить громко и объёмно слоги «Ма-ня». Звук надо отправлять в бугорок за передними верхними зубами и стараться посылать его максимально далеко.