Вокал – это искусство пения. Происхождение пения связано с желанием человека выражать свои чувства и настроение через звуки голоса. Эта потребность возникла у наших предков ещё в период неолита. Постепенно пение стало предметом эмоционального и захватывающего искусства. Чтобы овладеть им, исполнителю нужен не только врождённый талант, но и желание постоянно развивать голос.
Проба голоса — проверка голосовых данных с целью определения типа голоса, диапазона, силы звука. Пробу голосов проводят педагоги-вокалисты, а также хормейстеры при зачислении певцов в хор.
Первое, с чем вы столкнётесь при обучении вокалу — изучение собственного голоса: его красок, характера, возможностей. Чаще всего, пока ещё неопытное ухо делит звучание на две группы: «красиво» и «некрасиво». И главный вопрос, которым задаётся новичок: «Как некрасиво превратить в красиво?»
Первый этап работы называется ПОСТАНОВКОЙ ГОЛОСА. Уже на данном этапе необходимо понимать, что существуют различные методы, ведущие, в конечном итоге, к различным результатам в будущем.
Что такое вообще постановка голоса? Это комплекс мер, направленных на получение неких основных характеристик, являющихся обязательными для любого вокала. Например – обучение пению с опорой и, одновременно, устранение «несвободы» в голосе, преодоление вокального «зажима», если он существует, а также устранение других отрицательных «привычек», качеств, то есть гортанности, гнусавости, форсировки и т.д. (которые могут быть и следствием существования «зажима» в голосе).
К различным методам относятся, например, классическая постановка голоса и она же (постановка) для пения другого репертуара, современных песен, которые принято называть у нас «эстрадой», хоть это и не правильно. Так вот, любые «школы» вокала все равно начинают с постановки голоса, но только в разных школах от голоса требуются разные качества, поэтому и постановка там производится по-разному.
Любые нагрузки на голос нельзя давать без специальной подготовки — распевки. В вокальных тренировках она играет роль разминки, необходимой для настройки дыхания и обеспечения прилива крови к голосовым связкам.
Не пренебрегайте этим этапом: даже профессиональные вокалисты с десятилетиями опыта не дают нагрузку на голосовые связки без распевки, которая включает в себя игру голосом в рамках комфортного диапазона, «пробежки» по гаммам, прыжки между нотами в разном темпе, а также скороговорки и подобные им звуковые упражнения — для «активации» речевого аппарата
Крайне важно при пении дышать не грудью, а диафрагмой, отсюда и ценность раскрытия потенциала дыхания — через простое 5-минутное глубокое дыхание диафрагмой с раскрытой грудной клеткой и тщательным контролем ритмичности и равномерности вдохов и выходов:
Встаньте прямо, расправьте плечи, выпрямите спину и сделайте вдох через нос.
Для расслабления гортани полезно зевать, причем не только традиционно — широко раскрывая рот, — но также с закрытым ртом.
Произнесите различные согласные звуки, такие как «б», «п», «д», «т», «г», «к», в разных комбинациях и темпах. Например: «бд», «тг», «кб».
Воспользуйтесь пианино или его виртуальным аналогом, и попробуйте пропеть эти комбинации на одной ноте: нота «До» (C4) и, например, «дт». Теперь нота «Ре» (D4) и «бд» и т.д.
Играем на пианино с «До» (С3): нажимаем три раза на клавишу и пропеваем: «Аф!-Аф!-Аф!», теперь «Ре» (D3) : «↑Аф!-Аф!-Аф!», «Ми» (E3) :
«↑↑Аф!-Аф!-Аф!»…→ заканчиваем нотой «До» (C4). Вдох делаем перед каждой нотой.
Теперь идем в обратную сторону: C4 → С3.
Хохочите на разные голоса, не перенапрягая связок. Хихикайте или хохочите на манер Санта Клауса «Хо-хо-хо!», главное делать это на выходе, чисто, сосредоточенно и ритмично.
Продвинутый уровень: хохотать, перебирая голосом ноты в комфортном диапазоне, как это показано в упражнении «Собачий лай».\ Не лишним будет практика совмещения зевка с закрытым ртом и протягивания при этом гласных звуков вверх и вниз октавы: «До» → «Ре» → «Ми» → «Фа» →