15 мая в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Мы — медиаволонтеры Москвы!», проходящем при поддержке Грантов Мэра Москвы для СО НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, Константин Хаустов провел практико-ориентированное занятие «Разбор программ для съемки обработки и монтажа. Особенности процесса по видеосъемке».
Операторы-постановщики — люди уникальные. Но едва ли многие знают их имена. Константин Хаустов более 20 лет снимает сериалы для федеральных каналов, среди которых Домашний, ТВ3, СТС, Суббота. И скорее всего вы видели хотя бы одну серию снятых им сериалов — «Воронины», «Детективы», «Гадалка», «Знахарка», «Последние 24 часа», «Кризисный Центр» и многие другие.
На занятии спикер рассказал о секретах качественной съемки, о том, зачем нужна хлопушка и откуда пошло «Камера! Мотор!», и конечно, о программах монтажа.
Оказывается, знаменитая Хлопушка нужна не просто, чтобы ею щелкать. На самом деле, у нее очень важная функция (и не одна). Часто на ней пишется практически вся важная информация по фильму — от названия и имени режиссера до номера дубля и даже используемой камеры.
Кроме того, она помогает при последующей синхронизации звука и картинки. Указанные в кадре и озвученные вслух данные совмещают в процессе монтажа, а щелчок позволяет поймать момент, когда изображение и звук будут идти одновременно. При помощи хлопушки проверяют звук — щелчок позволяет звукорежиссеру понять, все ли в порядке с устройствами и не нужно ли прерывать съемочный процесс из-за технических неполадок. И, конечно, благодаря ей значительно упрощается поиск необходимого дубля для монтажа. Вся важная информация указана на доске, которая отображается в кадре перед началом сцены.
Вообще в кинопроцессе нет ничего случайного. Вот, например, известные всем слова: «Приготовились!», «Камера!», «Мотор!», «Начали!» важны для всех участников процесса, а пришли они в кино, когда оно стало звуковым.
«Приготовились» — это команда для актеров и всей съемочной группы.
«Камера» — команда для операторов. После этой команды всем на площадке становится понятно, что съемка началась.
«Мотор» — команда, которая появилась во времена смены немого кино озвученным. Звукозаписывающая лента стоила гораздо дороже пленки для камеры. Поэтому сначала запускалась камера, оператор проверял кадр, подтверждал режиссеру, что готов снимать и только потом шла команда «мотор».
«Начали» — после этой команды актеры проигрывают сцену и все члены съемочной группы выполняют поставленные им задачи.
Медиаволнтеры узнали о том, что такое монтаж, кто участвует в этом процессе и о специфике профессий.
Монтаж — это творческий и технический процесс обработки и склеивания кадров в дубли и в сцены, а впоследствии в полную картину, в результате которого получается единое и цельное произведение, понятное зрителю: фильм, видеоролик, телепередача, музыкальный клип или рекламный ролик.
Участие в монтаже принимают не только непосредственно монтажер, но и режиссер монтажа, цветокорректор, видеомонтажер и моушн-дизайнер.
Режиссер монтажа — специалист, который, отталкиваясь от сценария, собирает готовое видео из отснятого материала и склеивает его в общую линию и картину, понятные зрителю. Именно от него во многом зависит, какой получится итоговая работа, будет ли она вызывать нужные эмоции у зрителя.
Видеомонтажер работает под непосредственным руководством режиссера монтажа. Она работает с видеоматериалами, склеивает кадры, выбирая наиболее удачные, убирает ненужное, создает переходы, накладывает музыку.
Цветокорректор — это специалист, который занимается настройкой и коррекцией цветов в видео- и фотоматериалах для достижения необходимого визуального стиля и качества изображения.
Моушн-дизайн — это направление в компьютерной анимации, с помощью которого создают динамичные объекты и элементы. Его можно применить везде, где создается контент: на телевидении, в киноиндустрии, в создании видеоигр, в рекламных роликах, на всех информационных ресурсах в интернете и др.
Моушн-графика — область графического дизайна, которая объединяет дизайн и анимацию для создания движущихся графических элементов. Она используется для создания анимированных графических композиций, которые могут включать текст, формы, иллюстрации и другие визуальные элементы. Моушн-графика применяется в различных медиа-форматах, включая видео, рекламу, презентации и веб-сайты, для передачи информации, усиления эффекта и привлечения внимания зрителей.
Константин Хаустов рассказал о видах монтажа. Их шесть: последовательный (строится по хронологии), параллельный (показывает несколько событий в пространстве или во времени), клиповый (соединение коротких кадров и применением спецэффектов), строящийся (основаны на причинно-следственной связи) и ассоциативный (создает визуальные образы и ме.
Одним из основных приёмов в арсенале монтажёра являются разнообразные склейки и переходы.
•Стандартная склейка (прямая). Стандартной склейкой называется монтаж встык — когда один кадр следует сразу за предыдущим.
•Джамп-кат (Jump cut). Два кадра одного и того же объекта, снятого с одного и того же расстояния, располагаются друг за другом. Такой приём даёт эффект скачка во времени или пространстве.
•Косая склейка (J-cut и L-cut). При смене кадров картинка и звук не совпадают. J-cut — это когда изображение ещё не изменилось, а звуковая дорожка уже относится к другому кадру. В L-cut ситуация обратная: сначала меняется картинка, а уже затем — звук.
•Переход (Fade in/out, Fade to black/white). Переходы, которые часто используются в начале и конце ролика. Сюда относят всевозможные затухания, угасания и вытеснения.
•Склейка в момент действия. Смена кадров происходит во время движения персонажа. Этот приём часто используется в боевиках и динамичных сценах.
•Match cut. Склейка кадров, на которых находятся визуально похожие объекты. Например, пирамида Хеопса и чайный пакетик в виде пирамидки.
•Ритмическая склейка под музыку. Смена кадров синхронизируется с ритмом музыки.
•Перебивки (B-roll). Дополнительные кадры, которые не относятся к основному материалу, используются для того, чтобы разнообразить видеоряд и придать дополнительную глубину происходящему.
Базовыми принципами монтажа являются: монтаж по свету, монтаж по цвету, монтаж по направлению перемещения объекта, монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве.
В конце занятия спикер рассказал об основных программах монтажа.
Adobe Premiere Pro — это программа, в которой можно нарезать видеофрагменты, выстраивать их в нужном порядке, накладывать звук — и собирать таким образом видеоролик. С помощью Premiere Pro создают видео для блогов и соцсетей, музыкальные клипы, подкасты и другие передачи. Программу также используют для создания шоурилов из нарезки роликов с визуальными эффектами. Владение программой — навык, без которого не обойдётся моушн-дизайнер или монтажёр.
Final Cut Pro — приложение для профессионального видеомонтажа, разработанное и продвигаемое корпорацией Apple для своих продуктов. В первую очередь Final Cut Pro рассчитано на Mac. Final Cut Pro предоставляет высокоэффективный функционал для цифрового нелинейного видеомонтажа, встроенную поддержку практически всех форматов видеозаписей, а также возможности расширения и совместимости.
DaVinci Resolve создан для профессионального монтажа видео: цветокоррекция, форматирование аудио, анимация и т.д. С помощью этой программы свет увидели такие известные кинокартины как: «Человек — паук. Через вселённые», «Зелёная книга», «Хан Соло. Звёздные войны. Истории» и многие другие.