9 марта в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Клуб тематических встреч «На Декабрьской», который реализуется при поддержке Гранта Департамента труда и социальных отношений, прошла лекция психолога и бизнес-тренера Ирины Юдиной «Социально-психологическая адаптация в позднем возрасте».
Адаптация пожилых людей — одна из важнейших проблем нашего общества. В связи с улучшением условий жизни изменяется и градация возраста. Так молодыми теперь считают людей до 44 лет, средним — до 59 лет, пожилыми — до 74 лет, стариками — до 89 лет, остальные — долгожителями.
Мозг ленив до безобразия, поэтому он все время ищет пути ничего не делать. Если мы находимся в зоне автоматических действий, то мозг отдыхает. Он вообще любит ходить по знакомому маршруту. Ему надо давать побольше работы. Пенсия — это снижение физической и умственной активности.
Человек не может делать несколько дел одновременно. Осознанно он делает только одно. Это умение часто путают с многозадачностью — способностью переключаться с одного дела на другой очень быстро. С возрастом это теряется.
Опросы, проводимые учеными, социологами и чиновниками, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди отмечают одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы.
Сложность состоит в том, что, если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и социальной ситуации.
Целевой функцией процесса социальной адаптации служит самосохранение «общества-семьи-личности» в их взаимосвязи и развитии, адаптация пожилых людей представляется сложным образованием, состоит из многих составляющих и ее критериями являются:
-на уровне общества — степень сближения ценностных ориентации различных половозрастных групп общества и степень совпадения гетеростереотипов пожилых;
-на уровне группы — степень ролевой адаптации, степень позитивности социальной идентичности, степень инкорпоризации (замыкания пожилых на своем непосредственном окружении);
-на уровне личности — приспособление к самому процессу старения и степень позитивности личностной идентичности.
Социальная адаптация пожилых людей заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера. При этом адаптация представляется в составе двух компонентов: социального — ролей, соотносящихся с данным статусом (нормативные модели поведения), и личностного — деятельности индивида по выполнению этих ролей.
Роли, соотносящиеся с данным статусом (нормативные модели поведения), зависят от конвенциональных ожиданий, т.е. нормы и требования, предъявляемые к индивидам, достигшим границ определенного возраста, изменяются в зависимости от ожиданий окружающих.
Изменяются не только нормативные параметры ролей, но и сам круг определенных ролей, соотносящихся с данным возрастом и социальным статусом.
Успешность адаптации зависит от степеней статусной и ролевой определенности, которые прямо пропорциональны уровню социальной идентичности, т.е. степени отождествления человеком себя с определенными культурной, национальной, социальной и возрастной группами.
В массовом сознании роль пенсионера, просто пожилого человека — очень неясная, и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания.
Повседневная, рутинная жизнь пожилых, как правило, не является исполнением какой-либо роли, а неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них.
-поведение человека зависит не столько от объективной ситуации, сколько от ее субъективной оценки;
— оценка ситуации связана с ведущими мотивами личности;
— адаптация человека к старению достигается тогда, когда устанавливается равновесие между когнитивными и мотивационными системами его личности.
Но главное — любить себя!
В конце лекции спикер ответила на вопросы участников.