+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

Геологи обнаружили в метеорите «Гипатия» частицы космической пыли от взрыва сверхновой типа Ia. Исследование опубликовано в журнале Icarus. О результатах в понедельник сообщила пресс-служба южноафриканского Йоханнесбургского университета.

По оценкам геологов, метеорит «Гипатия» упал на Землю примерно 25−30 млн лет назад. Его случайно нашли в 1996 году во время раскопок в пустыне на юго-западе Египта

До 2013 года он не привлекал внимание астрономов и геологов, пока Ян Дирк Крамерс и Георгий Белянин из Йоханнесбургского университета не поняли, что камень имеет космическое происхождение.

Ученые стали исследовать метеорит и заметили в нем наноалмазы и внеземную органику. Несколько лет назад, увидев на фотографиях среза метеорита микровключения материи иной окраски и структуры, нежели ее остальные регионы, они снова взялись за «Гипатию». При помощи рентгеновских спектроскопов и других инструментов исследователи изучили химический и минеральный состав. Он был не только не похож на остальную структуру «Гипатии», но и на материю всех известных астероидов, комет и все типы частиц космической пыли.

Включения содержали железо, однако в них не было атомов кремния, алюминия, калия, титана, меди и некоторых других элементов. Ученые проанализировали их соотношение и пришли к выводу, что пропорции элементов соответствуют композиции веществ, возникающих во время взрыва сверхновых типа Ia.

Авторы работы предполагают, что когда-то звезда — красный гигант отбросила оболочку, а то, что от нее осталось, превратилось в объект размером с планету вроде Земли, но массой со звезду — белый карлик. Они считают, что это произошло внутри громадного облака пыли. Предположительно, у белого карлика была соседка — еще одна звезда, и он, «поедая» ее, не выдержал — это и есть взрыв сверхновой типа Ia. Оставшийся газ пристал к пыли, из этой смеси образовалось тело, от него оторвался кусок, который и стал «Гипатией».