+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

11 мая в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Клуб тематических встреч на Декабрьской. Экология мегаполиса», реализуемого по Гранту мэра Москвы, вокалистка Карина Роум провела занятия на тему: «ЭКОвокал Основные правила вокального исполнителя. Пробуем петь. Проверяем качество звучания. Распевка  гимнастика»

Пение на опоре помогает равномерно распределять воздушную струю, контролировать ее.

Что нам на самом деле нужно – это создать контролируемый выдох.

В зависимости от того, какого результата мы хотим добиться в момент пения, выдох у нас может быть более интенсивным или менее интенсивным, длинным или коротким, прерывистым или ровным. Захотим – выпустим воздух медленно. Или быстро. Или ровно. Или волнообразно.

Собственно, контроль за выдохом нам даст впоследствии контроль за звуком, потому что именно выдохом мы и приводим в колебание наши связки.

Чтобы научиться ощущать опору, нужно делать определенные упражнения.

1. Кашель

Первое, самое элементарное упражнение: у нас чувство опоры присутствует тогда, когда мы кашляем глубоким бронхиальным кашлем. После долгого кашля у нас может болеть и брюшной пресс, и бока, и нижняя часть живота, и даже спина. То есть, мы понимаем, что мышцы работали.

Попробуйте глубоко вдохнуть и кашлянуть так, как будто хотите откашлять что-то застрявшее глубоко в груди. Кашель должен быть именно глубокий, а не легкий и поверхностный. В этот момент вы можете почувствовать то самое легкое распирание по всему периметру тела.

2.Задержка дыхания

Представим себе, что мы хотим вдохнуть, и на какой-то определенный счет задержать воздух. Чтобы понять, что все делаешь правильно и ощутить, как работает диафрагма и тело, нужно не просто вдохнуть и задержать это где-то вверху, а переместить вниз.

Раз вдохнули. Два задержали и одновременно опустили вдох вниз. Основная масса, тяжесть и мягкая устойчивость находятся в нижней части нашего тела. Это тоже позволит почувствовать распирание в тех местах, про которые мы говорили раньше.

3. Стаккато и легато

Очень помогают прочувствовать ощущение опоры упражнения на короткие звуки, так называемое стаккато. Нужно вдохнуть и короткими стреляющими звуками проговорить, например, звук «с»‎ или «ф»‎. Залог успеха это максимально короткие, выстреливающие звуки: «с-с-с-с-с-с-с»‎. Не горлом, а как будто бы ты говоришь на легкий выдох. Эти ощущения распирания должны быть примерно похожи на те, которые мы обсуждали в предыдущих упражнениях.

Позже к ним нужно добавить длинные звуки легато, удерживая их с теми же ощущениями в теле.

4. Демонический смех

Можно попробовать упражнения с театральным демоническим смехом. Представить себе, как гротескный злодей в какой-нибудь опере смеется демоническим смехом через раскатистую «Ха»:
«Ха-ха-ха-ха-ха!».

В этот момент тоже очень хорошо можно почувствовать, как отдает вот это мускульное ощущение по всему периметру тела.

5. Волынка, шина и матрас

Представьте себя большим матрасом с маленькой дырочкой. Начните выпускать через нее воздух, на длинный, тихий звук «ссссс», чувствуя легкое давление, распирание внутри своего тела.

При этом не нужно напрягаться или пытаться это давление выдать каким-то необычным образом. Просто представьте, что рот это та самая маленькая дырочка в матрасе. Или в шине велосипеда. Ее никто не видит, воздух выходит потихонечку. Воздуха много, он идет ровной тихой струей. Когда-то он кончится, но, когда неизвестно. И шина при этом не совсем сдута, на ней можно даже кататься.

Или возьмем волынку. Вдохнули волынка наполнилась воздухом. Понемногу и равномерно стравливая воздух, мы позволяем звуку свободно идти. Звучать так волынка может очень долго.

Нужно просто позволить себе равномерно выпускать воздух и чувствовать распирание в теле. Закрепить это ощущение и остаться в нем. Удерживать его спокойно, ровно и уверенно столько, сколько возможно.

6. Кулачок

Что еще поможет почувствовать опору? Сжимаешь кулачок и оставляешь внутри небольшое воздушное пространство, чтобы можно было подуть себе в кулак. Сузить струю настолько, чтобы было достаточно трудно продуть кулак, но все-таки чтобы слишком не усердствовать. И сделать несколько коротких вдуваний. В этот момент ты очень четко почувствуешь, как работает твое тело.

При этом опять-таки вести себя надо достаточно уверенно и спокойно, расслабить плечи, шею, и просто прислушаться к своему телу, какие же в этот момент ты испытываешь мышечные ощущения. Они должны быть очень сходны с теми, которые описаны в предыдущих упражнениях.

7. Затянем пояса

Еще одно ассоциативное упражнение, которое, кстати, используют духовики. Завязываешь себе на талии ремень или эластичный пояс, чтобы он достаточно плотно прилегал к телу. На вдохе ты будешь чувствовать то самое распирание по всему ремню.

Дальше начинаешь выдыхать на считалочках (обычный счет, как при игре в прятки сплошным звуком, без особых стараний), на длинном звуке «с» или «ф». Прекрасно подойдет «Ла-ла-ла».

Нужно следить за тем, чтобы стоять уверенно, спокойно, не напрягая плечи, не задирая шею. На выдохе нужно стараться мышцами удерживать ремень. То есть, по всему периметру ремня ты пытаешься его как бы подталкивать телом изнутри. Без фанатизма. Повязать его нужно достаточно плотно, чтобы совершать меньше мышечных усилий на обратное сопротивление ремню.

8. Грузик

Еще замечательная штука: можно лечь на диван, удобно устроиться и положить себе на живот какой-то грузик, 5-6 килограмм. Это может быть гантелька или несколько увесистых книг. Придерживать все это руками и расслабиться, почувствовать груз, как он немножко продавливает брюшную стенку. Потом спокойно вдохнуть, опять короткими «с» и «ф» или легким покашливанием почувствовать, как наша брюшная стенка уплотняется и слегка подкидывает наш грузик.

На коротких выдохах-звуках легче поймать гипертрофированное ощущение опоры. Сделали, почувствовали, запомнили. Теперь наша задача пролонгировать это ощущение, удержать его на длинных звуках.

Опять вдохнули грузик поднялся. На выдохе длинные «с», «ф», считалочки. Звук идет ровно, как будто сам по себе. Грузик удерживаем наверху.

Важно: во всех этих упражнениях напряжение должно быть достаточно легким. Не надо пытаться навалиться на это чувство, его нужно испытывать очень легко.

Карина Роум – вокалистка, окончила Институт Современного Искусства по классу эстрадно-джазового пения. Многократный Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов. Обладатель Гран-при Московского музыкального фестиваля «Лучший город земли» (2014г.). Обладатель 1-ой премии Любови Казарновской на Международном фестивале-конкурсе «Колокол культуры». Гранд-финалистка Международного конкурса «Страна пой»