12 октября в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Школа МедиаАртВолонтерБлогер», реализуемого при поддержке Российского фонда культуры, прошло занятие по технике речи. Спикер — Потапова Марина Юрьевна — директор образовательных программ Школы «Артмедиаобразование» Арины Шараповой, член Комиссии по развитию межнациональных отношений, межрегиональных связей и этнотуризму в Совете по делам национальностей при Правительстве Москвы.
Всем, кто выступает перед аудиторией, нужно научиться технике речи, обладать четкой дикцией и приятным голосом. Существует много проблем связанных с речью и голосом, которые препятствуют как ощущению уверенности у говорящего, так и нарушению процесса коммуникации и созданию неприятного отношения к оратору или диктору. Это может быть монотонный или быстрый темп речи, писклявый или тихий голос, нарушение техники произношения звуков.
Умение владеть своим голосом в разных ситуациях, значимых или не особо значимых, тесно связано с развитием дыхания – дыхания фонационного, звукового, речевого. Вместе с тем, звучание нашей речи зависит от четкости и ясности произношения – дикции. О безупречности речи свидетельствует ее правильное языковое оформление – орфоэпия. Понятная разборчивая речь способствует приятному общению и влиянию на собеседника. Чтобы добиться четкого и ясного произношения, необходимо регулярно тренироваться. Этот процесс весьма трудоемкий и требует большого труда и высокой самоорганизованности.
Трениовка состоит из:
- разминки артикуляционного аппарата;
- повтора сложных буквенных комбинаций и скороговорков;
- произношения отдельных звуков, особенно парных согласных.
Если до мероприятия осталось очень мало времени, то рекомендуем сосредоточиться на вашем выступлении.
Одна из основных ошибок неопытных ораторов — заучивание текста. «Я плохо говорю, поэтому лучше знать текст наизусть!» Проблема в том, что стоит вам забыть хотя бы слово из вашей речи (а это непременно произойдет), и вы потеряетесь. Лучше прибегните к обычному пересказу. Не останавливайтесь, если запнулись или забыли слово, ведь это может произойти и на сцене, поэтому отрепетируйте свои осечки. Спустя некоторое время вы будете рассказывать текст примерно в одной последовательности, уже не забывая важные моменты и не запинаясь.
Если у вас есть презентация, то она должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя. Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас. Помещайте на слайд основные тезисы, иллюстрацию или то, что можно неправильно услышать, например адрес сайта или чье-то имя.