+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

1 октября в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Всероссийский культурный клуб», реализуемого при поддержке Российского фонда культуры, прошло очное занятие, посвящённое основам сценического мастерства вокалиста. Его провела режиссёр камерных мюзиклов Наталья Сажина.

Научить передавать смысл исполняемой песни при помощи создания целостных образов на сцене и является главной целью деятельности вокалиста. На помощь исполнителю приходит актерское мастерство.

Актерский тренинг — средство сценической подготовки вокалистов.

Важнейшими задачами, которое ставит перед собой актерское мастерство, являются изучение основ сценического поведения; развитие артистических способностей; актерская интерпретация музыкального произведения. освоение элементов сценического мастерства в работе над образом в музыкальном произведении. Не может быть профессионального обогащения актерской психотехники без освоения разнообразнейших механизмов жизненной психотехники. Певцу или актеру не удастся усовершенствовать свое мастерство, если он пренебрегает жизненными законами поведения и воспроизведения эмоциональных человеческих реакций. Этому надо учиться, утверждал   К.С. Станиславский, так же, как и всем другим элементарным действиям, которые у нас великолепно получаются в жизни, но почему-то даются нелегко, когда мы на сцене. 

Некоторые  проблемы  певцов:     

Необходимо помнить и педагогу, и учащемуся, что  психология и  физиология очень  взаимосвязаны. Поэтому проблемы  психологического состояния автоматически влекут за собой проблемы  и в физиологическом  плане. В свою очередь, это сказывается на  качестве сценического выступления. Наиболее  частой  проблемой  у начинающих вокалистов становятся  скованность и напряжение организма певца.
Природа наградила каждого человека свободным ровным разговорным голосом, из которого можно «воспитать» красивый вокальный тембр. Все дети до определенного возраста громко говорят, кричат громко и звонко, красиво смеются. Однако вырастая, в связи с многочисленными факторами жизни, например, стрессами и волнениями человек теряет способность расслабления. И голос становится зажатым, как и весь организм в целом. Поэтому расслабив и «освободив» голос от напряженности, весь наш организм становится более раскрепощенным и расслабленным.

Самочувствие во время публичного исполнения произведения, поведение вокалиста на сценической площадке — все это проявляется у каждого исполнителя индивидуально. Нередко на начальном этапе сценических выступлений у неопытных исполнителей случаются срывы, которые способны нанести психическую травму даже очень одаренным исполнителям, и подчас даже служат причиной их отказа от дальнейших сценических выступлений.

Начинающий вокалист должен учиться контролировать свои переживания, уметь входить в определенное психоэмоциональное состояние, позволяющее смело, уверенно и собранно донести до публики весь спектр эмоций исполняемого произведения. Творческая личность без свободы внутреннего мира состояться не может. Важно помнить, что психологическая свобода — есть эмоциональная свобода.

Актерский тренинг — это тренировка внимания и памяти, снятие психологических и телесных зажимов, развитие творческого воображения. Занятия помогают раскрыть внутренний потенциал, учат  сохранять спокойствие и самообладание в любой ситуации, чувствовать внутреннюю свободу; не зависеть от ситуации, быть лёгким в общении с людьми, находить общий язык, не замыкаться в себе.

 Любое сценическое искусство является искусством пластическим. Ведь зрелищность любой формы сценического действа   достигается через певца, его тело, в том числе и его пластику. Пластическая выразительность обеспечивает устойчивый успех вокалиста на сцене. Пластика является выражением содержания художественного образа музыкальном произведении. И, конечно же, как актеру, так и певцу должны быть присущи внутренняя и внешняя подвижность, легкость, гибкость, эластичность мышц – певец должен научиться чувствовать свое тело. К. С. Станиславский призывал развивать чувство движения, так как вся внешняя пластика основана на внутреннем ощущении движении энергии.

Современное  вокальное  искусство  — это сфера, где исполнитель находится в постоянном синтезе  актерской игры, музыки и слова. Вокальные произведения позволяют пройти через большее разнообразие эмоциональных впечатлений, чем в работе над одной ролью в каком-либо монументальном спектакле. Вокальное искусство подразумевает наличие у исполнителя многих талантов — он должен уметь одинаково хорошо петь, пластически двигаться, обладать превосходной дикцией, а главное уметь донести до зрителя образ исполняемого произведения.