+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

15 июля в Историко-культурном мемориальном музее-заповеднике «Киммерия М. А. Волошина» прошло очное занятие журналиста, драматурга, режиссёра Светланы Клепс «Приёмы работы со стихотворным текстом».

Стихи — особая форма ритмичной речи. Стихотворный текст, в отличие от прозаического, делится не только на смысловые единицы — слова и предложения, но и на ритмические — стихотворные строки. Ритмическая организация стихов может быть основана на различных принципах. Так, классическое  стихосложение основано на силлабо-тоническом принципе: стихотворная строка делится на стопы — группы слогов, один из которых является ударным. В зависимости от количества слогов в стопе и от последовательности ударных и безударных слогов различают стопы нескольких видов, например, ямб, хорей, дактиль и другие. Стихотворное произведение может быть написано как равностопными, то есть с одинаковым количеством стоп во всех строках, так и неравностопными стихами. Спикер отметила, что первые русские стихотворения были написаны по примеру построения текста частушек, что позволяло авторам легко рифмовать звуки.

Светлана Клепс начала занятие с разминки и предложила выполнить следующие упражнения и дыхательную гимнастику:

– Вдыхаем воздух через нос и быстро выдыхаем через рот.

– Вдыхаем воздух через нос, медленно выдыхаем его через рот, складывая губы в «трубочку».

– Делаем предыдущие упражнения, произнося гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» и положив ладонь на грудь или на голову.

– Вдыхаем воздух через нос, на выдохе произносим звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» в положении губ на звук «О» и с разной силой.

На примере разных стихотворений Светлана Клепс рассказала, как такой текст поставить в ритмический и гармоничный ряд. Спикер отметила, что вначале и в конце новой строчки стиха необходимо брать воздух, а также стараться сохранить эмоциональную окраску и внутренний ритм при  выступлении  на публику. При выборе лирического произведения нужно избегать стихотворные тексты с большим набором шипящих согласных, так как при их произношении ухудшается восприятия чтеца со сцены.

В качестве домашнего задания спикер раздала методические материалы и предложила слушателям стихотворения для отработки правильной техники дыхания и артикуляции: любые стихотворения А. С. Пушкина, ранняя лирика М. Волошина и другие.

В заключительной части занятия Светлана Клепс ответила на вопросы слушателей.

Онлайн версия была показана на Youtube-канале школы 22 июля.

Светлана Клепс – создатель и художественный руководитель проекта «Театр в музее», научный сотрудник Дома-музея М. Волошина в Коктебеле, журналист, драматург, режиссёр.