1 апреля в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Мы — медиаволонтеры Москвы!», проходящем при поддержке Грантов Мэра Москвы для СО НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, продюсер Первого канала Анна Зайкина прочла лекцию «Основы журналистики. Виды журналистской деятельности. Журналистика, как область творческой деятельности к контексту медиаволонтерства».
В начале лекции спикер напомнила о качествах хорошего журналиста. В частности, она отметила умение замечать что-то необычное, запоминать какие-то интересные ситуации и использовать их в дальнейшем.
Первое апрельское занятие посвятили двум важным жанрам журналистики: репортаж и интервью.
Основная задача репортажа — дать возможность зрителю (слушателю или читателю) как бы поприсутствовать на событии.
Видеорепортаж чаще всего выступает как комплексный жанр: он включает в себя интервью с участниками и зрителями, комментарии специалистов и др. В нем используются практически все выразительные средства телевидения, за исключением музыки.
Структура репортажа:
1. Новостной повод – стержень всего репортажа.
2. Рассказ от первого лица, что создает ощущение присутствия.
3. Рассказ о событиях должен быть таким, чтобы зритель понимал, что журналист описывает не застывшую картину, а некое действие, движение.
4. Репортаж может содержать описательно-оценочные эпитеты. Оценка должна основываться на фактах, которые стали известны журналисту.
Одной из составляющих хорошего репортажа является стендап. Анна Зайкина дала несколько лайфхаков качественного стендапа. Например, можно завербовать публику, размять губы и голос, делать мягкие движения.
Она напомнила, что в любом репортаже необходимы «синхроны». Они должны длиться не более 15 секунд. Репортер охотится за умной эмоцией. Чтобы ее получить, надо: спрашивать только о событии; интересоваться только самым главным в событии; ставить вопрос так, чтобы отвечающий поделился впечатлениями о событии; знать предмет разговора не хуже самого отвечающего.
Анна Зайкина познакомила с видами репортажа, рассказал об их специфике. Среди основных можно назвать: проблемный, событийный, актуальный, постановочный, познавательный репортажи.
По звуковому сопровождению видеорепортажи можно разделить на озвученные и немые. В первом случае репортаж сопровождается закадровым комментарием журналиста, во втором событие показывается без всякого комментария.
Начинающие репортеры должны помнить о правиле «5W+H»
1) Who? (Кто?);
2) What? (Что?);
3) Where? (Где?);
4) When? (Когда?);
5) Why? (Почему?);
6) How? (Как?).
Вторая часть занятия была посвящена интервью. Спикер рассказала о технике интервью, о том, как к нему готовиться и сделать его эксклюзивным. Каждый интервьюер должен помнить, что большая часть беседы отводиться на ответы собеседника (от 70 до 90 процентов). Одинаковый объем вопросов и ответов допустим, если интервью берет популярный журналист, мнение которого читателям не менее важно.