+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

12 марта в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Культурно-досуговый центр на Большой Декабрьской», реализуемого при поддержке Гранта Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, психолог Ирина Юдина провела круглый стол, на котором разберет итоги тестирования, поведет его анализ и даст рекомендации по укреплению психического здоровья.

Ирина Юдина рассказала о проблемах социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей, представила классификацию возраста человека.

Главное место она уделила обсуждению базовых потребностей организма и пирамиде Маслоу.

Как отметила спикер, опросы, проводимые учеными, социологами и чиновниками, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди отмечают одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы. 

Целевой функцией процесса социальной адаптации служит самосохранение «общества-семьи-личности» в их взаимосвязи и развитии, адаптация пожилых людей представляется сложным образованием, состоит из многих составляющих и ее критериями являются: степень сближения ценностных ориентаций, степень ролевой адаптации, степень позитивности социальной идентичности, степень инкорпоризации, приспособление к самому процессу старения и степень позитивности личностной идентичности и другие.

Социальная адаптация пожилых людей заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера. При этом адаптация представляется в составе двух компонентов: социального — ролей, соотносящихся с данным статусом (нормативные модели поведения), и личностного — деятельности индивида по выполнению этих ролей.

Для людей очень важны моральные ценности. Это система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви. 

Также спикер рассказала о внутриличностных конфликтах, к ним относятся:

— Мотивационный конфликт — между бессознательными стремлениями (3.Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями (К. Левин) или как столкнове­ние различных мотивов.

— Нравственный конфликт — моральный или нормативный конфликт.

К нравственным конфликтам относятся: конфликт между желани­ем и долгом, моральными принципами и личными привязанностями; стремлением действовать в соответствии с желанием и требова­ниями взрослых или общества; долгом и сомнением в необходимости следовать ему.

Также она отметила еще несколько разновидностей конфликтов.

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, воз­можностью «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать. К данному виду относятся и внутренние конфликты, связанные с сексуальными патологиями .

Ролевой конфликт — переживания невозможности одновременно реализовать несколько ролей, различное понимание требований самой личности к выполнению одной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегия­ми или смыслами жизни.

Адаптационный конфликт — нарушение равновесия между субъектом и ок­ружающей средой (в широком смысле), социальной или профессиональной адаптации (в узком смысле).

Конфликт неадекватной самооценки — между притязаниями и оценкой своих возможностей; между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности; между заниженной самооценкой и осознанием объективных дости­жений, между стремлением повысить притязания, чтобы одержать макси­мальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.

В конце встречи Ирина Юдина ответила на вопросы слушателей.