12 марта в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Культурно-досуговый центр на Большой Декабрьской», реализуемого при поддержке Гранта Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, психолог Ирина Юдина провела круглый стол, на котором разберет итоги тестирования, поведет его анализ и даст рекомендации по укреплению психического здоровья.
Ирина Юдина рассказала о проблемах социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей, представила классификацию возраста человека.
Главное место она уделила обсуждению базовых потребностей организма и пирамиде Маслоу.
Как отметила спикер, опросы, проводимые учеными, социологами и чиновниками, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди отмечают одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы.
Целевой функцией процесса социальной адаптации служит самосохранение «общества-семьи-личности» в их взаимосвязи и развитии, адаптация пожилых людей представляется сложным образованием, состоит из многих составляющих и ее критериями являются: степень сближения ценностных ориентаций, степень ролевой адаптации, степень позитивности социальной идентичности, степень инкорпоризации, приспособление к самому процессу старения и степень позитивности личностной идентичности и другие.
Социальная адаптация пожилых людей заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера. При этом адаптация представляется в составе двух компонентов: социального — ролей, соотносящихся с данным статусом (нормативные модели поведения), и личностного — деятельности индивида по выполнению этих ролей.
Для людей очень важны моральные ценности. Это система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви.
Также спикер рассказала о внутриличностных конфликтах, к ним относятся:
— Мотивационный конфликт — между бессознательными стремлениями (3.Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями (К. Левин) или как столкновение различных мотивов.
— Нравственный конфликт — моральный или нормативный конфликт.
К нравственным конфликтам относятся: конфликт между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями; стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества; долгом и сомнением в необходимости следовать ему.
Также она отметила еще несколько разновидностей конфликтов.
Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, возможностью «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать. К данному виду относятся и внутренние конфликты, связанные с сексуальными патологиями .
Ролевой конфликт — переживания невозможности одновременно реализовать несколько ролей, различное понимание требований самой личности к выполнению одной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
Адаптационный конфликт — нарушение равновесия между субъектом и окружающей средой (в широком смысле), социальной или профессиональной адаптации (в узком смысле).
Конфликт неадекватной самооценки — между притязаниями и оценкой своих возможностей; между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности; между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений, между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.
В конце встречи Ирина Юдина ответила на вопросы слушателей.