+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

4 апреля в школе №1238 в рамках проекта «Экология, Культура. Общество. «, который реализуется при поддержке Гранта Мэра Москвы, прошла лекция продюсера 1 канала, журналиста Анны Зайкиной, посвященная «зеленой» журналистике.

Спикер рассказала о том, что экожурналистика сейчас занимает одну из ведущих позиций среди других жанров, обсудила с ребятами проблемы экологии и способы их освещения в СМИ.

Также она отметила, что писать об экологических проблемах стали чаще, поскольку они стали более актуальными и важными. Социологические опросы последних лет показывают упорный «рост» темы в сознании россиян: загрязнение воды и воздуха, отходы, зеленые насаждения.

Экологический фактор начинает играть все большую роль при выборе москвичами места для проживания, – если два-три года назад жители столицы при покупке квартиры основное внимание обращали на удаленность жилья от центра, на его планировку и на категорию дома, то сегодня приоритетным для многих покупателей является экологическая «чистота» района, где расположено жилье.

Позитивные тенденции в обществе

Примеры последних лет – кофейни, где кофе наливают в свою тару, магазины без выдачи пакетов, тренд на снижение производства и применения пластика, экологически устойчивая мода.

Все это связано с ростом благосостояния в обществе. В 2019 году был запущен национальный проект «Экология», он включает в себя 11 федеральных проектов, в том числе касающихся создания системы обращения с бытовыми и опасными отходами, очистки водных объектов,

сохранения озера Байкал, оздоровления реки Волги. Проекты также охватывают вопросы сохранения биологического разнообразия, развития экологического туризма и поддержки национальных парков.

Экологическая тема становится поводом для спекуляций, поэтому нельзя дать себя запугать — тщательно проверяйте факты, даже статистику!

С одной стороны: крупный и малый бизнес стал меняться под давлением лидеров общественного мнения и потребителей. Компании объявляют о планах по снижению выбросов и отходов, начинают строить свой бизнес вокруг идеологии «Ноль отходов», снижают потребление ресурсов, переходят на принципы циклической экономики. Почти все стало экологичным: экологичное производство, экологичная упаковка, экологичный состав.

С другой стороны: в России усилились проявления «зеленого камуфляжа»– умышленного введения в заблуждение потребителей с помощью манипулятивных рекламных кампаний, надписей на упаковке и специфической графики, выдающих продукт за экологичный. Читателю некогда самому разбираться в маркировках товара, в том, насколько уголь или бензиновый двигатель могут быть экологичными, а также в сложностях утилизации упаковки, поэтому разборы примеров камуфляжа или, наоборот, качественной продукции будут востребованы.

Жанры экожурналистики:

•Очерк о природе — забытый, но прекрасный жанр.

•Проблемная статья – почти журналистское расследование.

•«Горячая новость» — в случае неординарных событий.

•Статья-справка – выполняет просветительскую функцию.

•Репортаж – с места событий, наиболее распространен сейчас.

•Интервью с экспертом – посмотреть на проблему с другой стороны, либо углубить знания.

Что и как рассказывать?

Самый важный вопрос «Что происходит

Нужно описать это достаточно корректно. Обычные профессиональные требования при описании происходящего – отсутствие фактических ошибок, легко опровержимых, недоказанных предположений, часто (не всегда, конечно) – еще и избежание конфликта между сторонами и непредвзятое отношение к событию и его участникам.

Нужно опросить большое количество людей. Вы услышите самые разные мнения – обвинения и оправдания, преувеличение и преуменьшение масштабов события. После этого вам самим придется сопоставить все услышанное, и составить объективную картину происшедшего.

При описании событий недопустимо оскорблять чувства пострадавших, поднимать панику или призывать к противоправным действиям.

Еще два вопроса «Почему?» и «Что это значит для нас?»

Составить более или менее полную картину вам позволит только объединение как можно большего числа разных мнений с помощью, в основном, здравого смысла.

Разные стороны могут выдвигать совершенно противоположные предположения, ситуация осложняется еще и тем, что, скорее всего, определенного ответа вообще не существует. Эта неопределенность – постоянный спутник журналиста, работающего с темой экологии.

Вряд ли вы сами сможете точно определить, насколько качественна информация, скорее всего, ваших знаний о проблеме будет для этого недостаточно. Поэтому желательно привлекать к работе экспертов, хорошо знакомых вам людей, мнению которых вы доверяете.

Алгоритм работы с информацией

  1. Определение цели и составление плана работы.

2. Сбор информации.

3. Анализ и обработка полученной информации, выработка собственной позиции.

4. Подготовка материала (интерпретация в соответствии с целями работы, а также в соответствии с особенностями вашей аудитории – например, упрощение сложной технической информации).

Способы получения информации

беседа с экспертом государственной или общественной организации, чиновниками, случайными свидетелями, жертвами;

ответ на официальный запрос (в основном это касается государственной информации);

специальная литература (учебников, справочников, документов);

поиск информации в сетях Интернет;

собственные наблюдения и размышления.

Также Анна Зайкина рассказала о том, как работать со слухами, как источником, какие книги помогут начинающему журналисту, как люди воспринимают информацию и об обязанностях журналиста.