4 апреля в школе №1238 в рамках проекта «Экология, Культура. Общество. «, который реализуется при поддержке Гранта Мэра Москвы, прошла лекция продюсера 1 канала, журналиста Анны Зайкиной, посвященная «зеленой» журналистике.
Спикер рассказала о том, что экожурналистика сейчас занимает одну из ведущих позиций среди других жанров, обсудила с ребятами проблемы экологии и способы их освещения в СМИ.
Также она отметила, что писать об экологических проблемах стали чаще, поскольку они стали более актуальными и важными. Социологические опросы последних лет показывают упорный «рост» темы в сознании россиян: загрязнение воды и воздуха, отходы, зеленые насаждения.
Экологический фактор начинает играть все большую роль при выборе москвичами места для проживания, – если два-три года назад жители столицы при покупке квартиры основное внимание обращали на удаленность жилья от центра, на его планировку и на категорию дома, то сегодня приоритетным для многих покупателей является экологическая «чистота» района, где расположено жилье.
Позитивные тенденции в обществе
Примеры последних лет – кофейни, где кофе наливают в свою тару, магазины без выдачи пакетов, тренд на снижение производства и применения пластика, экологически устойчивая мода.
Все это связано с ростом благосостояния в обществе. В 2019 году был запущен национальный проект «Экология», он включает в себя 11 федеральных проектов, в том числе касающихся создания системы обращения с бытовыми и опасными отходами, очистки водных объектов,
сохранения озера Байкал, оздоровления реки Волги. Проекты также охватывают вопросы сохранения биологического разнообразия, развития экологического туризма и поддержки национальных парков.
Экологическая тема становится поводом для спекуляций, поэтому нельзя дать себя запугать — тщательно проверяйте факты, даже статистику!
С одной стороны: крупный и малый бизнес стал меняться под давлением лидеров общественного мнения и потребителей. Компании объявляют о планах по снижению выбросов и отходов, начинают строить свой бизнес вокруг идеологии «Ноль отходов», снижают потребление ресурсов, переходят на принципы циклической экономики. Почти все стало экологичным: экологичное производство, экологичная упаковка, экологичный состав.
С другой стороны: в России усилились проявления «зеленого камуфляжа»– умышленного введения в заблуждение потребителей с помощью манипулятивных рекламных кампаний, надписей на упаковке и специфической графики, выдающих продукт за экологичный. Читателю некогда самому разбираться в маркировках товара, в том, насколько уголь или бензиновый двигатель могут быть экологичными, а также в сложностях утилизации упаковки, поэтому разборы примеров камуфляжа или, наоборот, качественной продукции будут востребованы.
Жанры экожурналистики:
•Очерк о природе — забытый, но прекрасный жанр.
•Проблемная статья – почти журналистское расследование.
•«Горячая новость» — в случае неординарных событий.
•Статья-справка – выполняет просветительскую функцию.
•Репортаж – с места событий, наиболее распространен сейчас.
•Интервью с экспертом – посмотреть на проблему с другой стороны, либо углубить знания.
Что и как рассказывать?
Самый важный вопрос «Что происходит?»
Нужно описать это достаточно корректно. Обычные профессиональные требования при описании происходящего – отсутствие фактических ошибок, легко опровержимых, недоказанных предположений, часто (не всегда, конечно) – еще и избежание конфликта между сторонами и непредвзятое отношение к событию и его участникам.
Нужно опросить большое количество людей. Вы услышите самые разные мнения – обвинения и оправдания, преувеличение и преуменьшение масштабов события. После этого вам самим придется сопоставить все услышанное, и составить объективную картину происшедшего.
При описании событий недопустимо оскорблять чувства пострадавших, поднимать панику или призывать к противоправным действиям.
Еще два вопроса «Почему?» и «Что это значит для нас?»
Составить более или менее полную картину вам позволит только объединение как можно большего числа разных мнений с помощью, в основном, здравого смысла.
Разные стороны могут выдвигать совершенно противоположные предположения, ситуация осложняется еще и тем, что, скорее всего, определенного ответа вообще не существует. Эта неопределенность – постоянный спутник журналиста, работающего с темой экологии.
Вряд ли вы сами сможете точно определить, насколько качественна информация, скорее всего, ваших знаний о проблеме будет для этого недостаточно. Поэтому желательно привлекать к работе экспертов, хорошо знакомых вам людей, мнению которых вы доверяете.
Алгоритм работы с информацией
- Определение цели и составление плана работы.
2. Сбор информации.
3. Анализ и обработка полученной информации, выработка собственной позиции.
4. Подготовка материала (интерпретация в соответствии с целями работы, а также в соответствии с особенностями вашей аудитории – например, упрощение сложной технической информации).
Способы получения информации
беседа с экспертом государственной или общественной организации, чиновниками, случайными свидетелями, жертвами;
ответ на официальный запрос (в основном это касается государственной информации);
специальная литература (учебников, справочников, документов);
поиск информации в сетях Интернет;
собственные наблюдения и размышления.
Также Анна Зайкина рассказала о том, как работать со слухами, как источником, какие книги помогут начинающему журналисту, как люди воспринимают информацию и об обязанностях журналиста.