10 ноября в ZOOM и на YouTube-канале Школы Арины Шараповой в рамках проекта «Экология. Культура. Общество», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, прошло первое занятие курса. Лекцию-дискуссию по теме: «Общество и природа. Взаимоотношения. Этапы развития» провела координатор образовательных программ ОДМОО «ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ», магистрант Университета Гронингена по направлению биомедицины Алиса Якупова.
Первая встреча со школьниками началась с приветствия президента АНО «Артмедиаобразование» Арины Шараповой, в котором она поздравила всех с началом нового проекта, коротко сказала о важности экологического образования и представила спикера.
Алиса Якупова построила свою лекцию в форме дискуссии. В течение рассказа она постоянно обращалась с разными вопросами к слушателям, ребята активно принимали участие в беседе.
По словам спикера, экология для неё и её друзей – стиль жизни. Вопросы экологии интересовали её всегда. По профессии она молекулярный биолог и как только она окончила МГУ, то воспользовалась возможностью продолжить своё обучение в Нидерландах. Одна из основных проблем, которую она изучает, — антибиотикорезистентность. Также Алиса занимается образовательными и просветительскими проектами.
Занятие началось с вопроса: Заботитесь ли вы об окружающей среде?
Школьники отправляли ответы в чат, оказалось, что многие думают об этом, кто-о пытается не загрязнять окружающую среду, пользуется раздельными баками для мусора, поливает цветы или собирает растения, которые требуют помощи.
Алиса отметила, что в заботе об экологии важны любые мелочи, потому что именно с них все начинается.
Основные экологические проблемы:
1. Загрязнение окружающей среды
2. Разрушение почвы
3. Глобальное потепление
4. Перенаселение
5. Истощение природных ресурсов
6. Проблема перепотребления, производство неперерабатываемых отходов, утилизации мусора
7. Вырубка лесов
8. Утрата биоразнообразия
Она рассказала о том, что в эти дни проходит конференция, где обсуждают эти проблемы. Спикер напомнила, что Грета Тунберг начала экодвижение: «Пятница для будущего», последователи которого есть и в России. Правда, в отличие от европейских коллег, они не выходят на демонстрации, но ведут активную деятельность в соцсетях.
Основные вопросы, которые также были затронуты в процессе дискуссии – повышение температуры Земли, ухудшение озонового слоя планеты, что может сделать один человек для улучшения экологии.
Лектор отдельно осветила одну из глобальных проблем, связанную с переработкой и сортировкой мусора. Школьники отметили, что непереработанный мусор загрязняет почву, негативно влияет на рост растений и воздух.
Алиса Якупова рассказала о том, что в 1970-х годах пластик считали панацеей от многих проблем, но постепенно пришли к выводу, что это один из самых вредных материалов. Сейчас в мире его перерабатывают не более 9%. Как отметила Алиса, переработке подвергаются практически все материалы – от бумаги до пластика. Но есть то, что переработать невозможно. В этом случае необходимо правильно утилизировать отходы.
В пример она привела опыт двух небольших стран: Швеции и Нидерландов. На схеме она показала, что в Швеции лишь 1% мусора отправляется на свалки, остальное – перерабатывается или сжигается. Энергия, вырабатываемая в процессе сжигания, используется для автобусного топлива, отопления домов.
В Нидерландах существуют специальные контейнеры по сбору ненужных вещей, сдать туда можно все – обувь, одежду и многое другое. Контейнеры для сортировки мусора – подземные, что позволяет сохранять и чистоту воздуха и не загрязнять почву.
Спикер сделала вывод, что в маленьких странах бережнее относятся к ресурсам. Большие же страны по не очень задумываются об этом.
Что касается России, то лектор отметила, что в нашей стране эту проблемы экологии, конечно, признают и даже пытаются решать – создаются программы по экообразованию, в больших городах появляются сортировочные контейнеры. Существуют планы по разбору свалок к 2024 году.
Уже несколько лет в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и других регионах работает проект «Собиратор», волонтеры которого не просто избавляют вас от ненужных вещей, но передают их на переработку.
В конце занятия спикер ответила на вопросы школьников.