+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

10 августа в Школе Арины Шараповой прошло первое занятие педагога по сценической речи Ольги Васильевой «Поиск своего голоса. Навыки управления голосом».

Театр и кинематограф в последние годы сделали большой шаг в сторону естественного звучания. В театрах устанавливают подзвучивающие устройства, чтобы актерам не приходилось форсировать звук, потому что звук форсированный, выкрикивающий лишает голос множества оттенков.

В начале занятия было дано определение тембру.

Тембр каждого человека индивидуален как отпечатки пальцев. Конечно, есть схожая манера говорения и тембры, но это лишь первое впечатление. Голос, который дала природа, индивидуален и неповторим, но его надо найти, подарить миру, дать ему возможность проявиться.

Ольга Васильева рассказала о том, как настроить дыхание и сознание на звучание, как почувствовать звук в резонаторах, потому что, именно проходя через резонаторы, наш тембр обретает ту самую индивидуальную и неповторимую окраску.

Резонатор — это усилитель звука. Все усилия должны быть направлены на то, чтобы убрать излишнее напряжение, излишнюю нагрузку на голосовые связки. Необходимо передать нагрузку на выдохе или остановке брюшным мышцам, «пригласить» резонаторы к работе, нужно освободить шею, потому что она напрягается, даже если вы на чем-то концентрируете внимание и, конечно, потренировать окологлоточные мышцы. Ведь если эта часть не работает, то на выходе звук деформируется. Глотка может не открываться или это «позиция вокалиста» – вы как будто говорите на открытой глотке.

Для первого занятия спикер подобрала упражнения, которые не смогут травмировать голос, несложные и доступны любому человеку.

Педагог посоветовала выполнять только те упражнения, которые не вызывают дискомфорта и неприятия, не заставлять себя делать их через силу.

Работа с голосом и подготовка к звучанию, по словам спикера, начинается без звука. Она рекомендовала готовить свой голос к звучанию, когда мы просыпаемся. Первое, что надо сделать гигиенический массаж. Делать его надо легкими поглаживающими движениями, постепенно проходя все зоны резонации. Такой массаж воздействует на нервные окончания, находящиеся близко к коже и готовит их к звучанию.

Второй тип массажа – вибрационный. Он выполняется постукивающими движениями. Третий – точечный. Последние два типа массажа всегда выполняются со звуком, они воздействуют на нервные окончания, лежащие глубже в теле. 

1 упражнение

Поглаживающие движения ото лба к ушам

2 упражнение

Поглаживающие движения от носа к ушам

3 упражнение

Мягко растягиваем пальцами уголки губ к ушам

4 упражнение

Поглаживающие движения от середины челюсти к ушам

5 упражнение

Обхватываем шею, оглаживаем ее, а потом оглаживаем себя от шеи к груди, потом гладим заднюю поверхность шеи, затем делаем массаж перекрестных мышц – от шеи наискосок к низу груди, оглаживаем грудь, потом – повторяем то же с противоположной стороны.

Переходим к спине. Поглаживаем спину круговыми движениями – от ребер к позвоночнику, проходим по позвоночнику и также возвращаемся к ребрам.

Делаем круговые движения по животу, спускаемся к бедрам, захватываем голень и оглаживаем голени. Возвращаемся такими же движениями вверх.

В общей сложности на такую гимнастику уходит от 3 до 5 минут.

Вибрационный массаж делается кончиками пальцев.

Сначала разомнем шею – покрутили головой из стороны в сторону. Упражнение снимает напряжение с шеи.

Упражнение «китайский болванчик»

Держа себя за голову, мягко покачиваете головой из стороны в сторону. Обратите вниманием, что натяжения в шее не должно быть, должно быть ощущение, что голова качается сама.

Упражнение «Рисуем носом»

Представьте, что у вас на кончике носа грифель и этим грифелем вы будете водить по ладони в разных направлениях как будто штрихуя, мягкими движениями.

И последнее упражнение на разогрев мышц — движения головой слева направо и по часовой стрелке.

Упражнения на резонирование

Сесть прямо, одну руку положить на макушку, вторую — на грудь и начать мычать. Вы должны почувствовать вибрацию.

Упражнение на грудное резонирование

Сожмите губами складку между большим и указательным пальцами руки, потяните сонорные звуки (р, л, м, н). Медленно уберите руку и на одном дыхании и интонации произнесите: «На мели мы лениво налима ловили». Теперь попробуйте проговорить текст поэтапно, короткими фразами или словами.

Сомкните губы и попробуйте произнести: «От топота копыт пыль по полю летит»

Прикоснитесь к носу рукой и начните гудеть, ищите резонатор. Когда точка будет найдена, нос зазвенит

Поставьте палец на перепонку носа, поднимите кончик носа, мычите.

В третьей части занятия педагог рассказала о речи и дыхании и дала несколько упражнений на развитие дыхания.

Как отметила Васильева, речь всегда работает в среднем регистре. Она может быть выше и ниже, это зависит от того, как вы ставите смысловые ударения, строите интонационные конструкции.

Дыхание – это энергетическая система организма, которая первая реагирует на изменение внешней среды, опасность, стресс и тому подобное. Для нас главное – контролировать включение брюшной мышцы на выдохе, чтобы плечи и грудь были в состоянии покоя. Если при говорении плечи и грудь задираются, то воздух застревает в верхнем отделе легких. А этого быть не должно, потому что из-за небольшого объема вы не можете контролировать выдох, к тому же появляются одышечные явления. Нам важно сделать так, чтобы воздухом у нас заполнялся нижний отдел легких, где объем выдыхаемого воздуха могут контролировать межреберные мышцы.

Чем больше площадь опоры, как при лежании или сидении, тем легче почувствовать вибрацию.

Упражнения

Положите пальцы на ребра, вдохните и попробуйте распределить вдох на 5 счетов. Выдыхаем через рот, считаем пока не выдохнем все (на счет).

Задание на дом

Понаблюдайте за тем, какие движения вы чаще совершаете в жизни, и свяжите их с выдохом.