14 апреля в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Клуб тематических встреч на Декабрьской. Экология мегаполиса», который реализуется по Гранту мэра Москвы, дизайнер Алиса Толкачёва провела занятие по теме: «Косметика, которой тысячи лет. Поговорим о традициях в вопросах ухаживающих средств».
В Древнем Египте косметика изначально предназначалась для ритуальных, религиозно-магических целей, а также для лечения различных недугов. Все прочее – постольку поскольку… Чтобы умилостивить высшие существа, косметические краски и мази, кремы и бальзамы густо накладывали на лица, торсы, руки, ноги статуй многочисленных египетских богов, а также на разные части тела служителей культа.
Косметика в Древнем Египте. Древний Египет можно по праву считать родиной косметики. Но пользоваться ею в те времена позволялось не каждому. Изначально это считалось привилегией жрецов, которые владели секретами приготовления косметических средств.
Косметику использовали не только для красоты, она обладала лечебными свойствами. Кроме увлажнения волос бальзамы помогали при заболеваниях головы и тела, а карандаши для подводки бровей и глаз лечили трахому и конъюнктивит.
Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прическе прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира.
Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина.
Выдающийся врач Древней Греции Гиппократ, который по праву считается одним из основоположников античной медицины, в своих трудах уделял большое внимание косметике. Он составлял рецепты и мази, при помощи которых женщины пытались омолодить лицо, сгладить морщины, придать ему более свежий вид.
Его ученик Диокл прописывал мази для отбеливания или смягчения кожи. Позднее Критон в своем труде рекомендовал средства по уходу за волосами, их окрашиванию, по уходу за кожей лица.
Женщины Древней Руси, безусловно, употребляли косметику. Во-первых, Древняя Русь и Византия были тесно связаны и культурно, и политически, а в Византии косметика была распространена очень широко. Во-вторых, декоративная косметика упоминается в древнерусской литературе, так, Даниил Заточник «видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: «Не смотрись в зеркало – увидишь безобразие лица своего и ещё больше обозлишься»».
Знали в Древней Руси, очевидно, не только румяна, но и белила, и сурьму. Мы не можем сказать, насколько ярко было принято краситься в те времена, но, очевидно, дамы не выходили за рамки хорошего вкуса. По крайней мере, путешественники, приезжавшие сюда, никогда не упоминали о чрезмерной боевой раскраске славянских женщин. А когда дочь князя Ярослава красавица Анна стала королевой Франции, на новой родине её считали идеальной королевой: рассудительной, изящной и прекрасной. Ни намека на злоупотребление косметикой.
В отличие от Древнего Рима и Греции, где косметикой пользовались все без исключения, в Европе эта привилегия принадлежала только феодалам, другими словами, высшим классам. Для крестьян это была непозволительная роскошь. Уже в XII веке в странах Европы косметика стала использоваться повсеместно. В её состав входили натуральные ингредиенты, а производством практически всех препаратов занимались исключительно аптекари и врачи. Особо востребованы были средства по уходу за кожей. Связано это с эпидемией оспы, которая прокатилась по континенту. Недуг оставлял на коже жуткие оспины, сводившие на нет всю привлекательность человека. В европейских странах средневековья сформировались конкретные каноны красоты. В частности, прекрасная дама должны была обладать высоким лбом, длинной шеей, бледным лицом и едва заметными бровями.
Наиболее популярной и востребованной сегодня является аюрведическая концепция здоровья человека, основополагающим принципом которой считается равновесие внутреннего мира человека (микрокосма) и его гармония со Вселенной (макрокосмом). У такого подхода много сторонников, которым импонирует целостный подход лечения человеческого организма на 3 уровнях:
- физического тела (через органы чувств);
- эмоционального (душевное состояние);
- ментального (умственное).
Для аюрведы всякая болезнь – это сигнал о дисбалансе различных энергий в теле человека. Поэтому она занимается не лечением болезни, а выявлением ее причин, их устранением и восстановлением равновесия в конкретном организме по строго индивидуальным назначениям. Общие стандарты, клинические рекомендации лечения заболеваний, принятые в официальной медицине, здесь неприемлемы. Цель аюрведического исцеления – это создание позитивного настроя к окружающему миру, определение своего места в нем, постижение через это непрерывного счастья, естественной красоты и активного долголетия. Данные цели и задачи коренным образом отличают аюрведическую медицину от классической.