27 января в Школе Арины Шараповой актёр РАМТа, педагог по сценической речи ГИТИСа Иван Забелин рассказал участникам проекта «Школа ораторского искусства. Сохраним голос молодым — 2», как снять речевые зажимы и подготовиться к публичному выступлению. Программа реализуется на Грант «Москва — добрый город» Комплекса социального развития города Москвы.
В человеческой коммуникации 30% информации приходится на невербальное общение.
Люди, которых трудно «прочитать», как правило, зажаты, скупы на жесты. Для того, чтобы раскрепостить невербальное общение, в первую очередь стоит обратить внимание на позу. Свободная, расслабленная поза говорит о том, что человек готов к коммуникации, что у него нет отрицательных эмоций, что он чувствует себя уверенно. Иногда тело «запоминает» зажимы и даже в открытой коммуникации у человека могут оказаться зажатыми плечи, шея, жесты могут быть неловкими, а голос как бы «придавлен». Раскрепоститься можно, выполняя несложные физические упражнения. Помогут также дыхательные упражнения.
Различают открытые и закрытые позы.
Открытость к коммуникации демонстрирует расслабленная поза, спокойный взгляд. Если человек держится свободно, широко жестикулирует, руки и ноги не сплетает в замки, не зажимает шею, не горбится, делает много приглашающих жестов, то он открыт к общению. Представьте человека, в поведении которого большое место занимает самоконтроль – к нему имеют отношение такие выражения как «держать себя в руках», «не позволять себе распускаться», «стиснуть зубы», «собраться».
Красивые, широкие жесты делает человек, который чувствует себя легко и свободно. Жесты стали короче или их не стало вовсе – собеседник зажался, чувствует себя не в своей тарелке. Так же чувствует себя человек, который садится напротив или рядом на краешек стула, минута – и он сорвется и убежит. Суетливые жесты говорят о беспокойстве человека.
Особая роль передачи информации относится к мимике – сокращениям мышц лица.
Выражение лица обеспечивает обратную связь. Об искренности говорит симметрия лица. Чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой правая и левая половины лица. Морщины недовольства, гримасы, поджатые губы говорят о состоянии неудобства, неудовлетворенности. «Каменное» выражение лица хранят те, кто привык скупо выражать свои эмоции. Иногда наше выражение лица может быть неверно интерпретировано, и это связано с нашей привычкой морщиться или щурить глаза. Сощуренные глаза и поджатые губы, например, – признак высокомерия или злости. Для того, чтобы выглядеть уверенным, спокойным человеком важно отработать собственную мимику (упражнения перед зеркалом).
Широко открытые глаза – доверие к окружающему миру, расслабленное лицо – признак спокойствия и уверенности. Наклон головы или тела в сторону собеседника при разговоре показывает, что к тебе расположены и тебя внимательно слушают. В ходе общения смотрят человеку в глаза. Интерпретация взгляда человека помогает распознать его эмоции. Взгляды бывают исподлобья и искоса, бывают прямые, открытые, дружелюбные взгляды, взгляд с прищуром, со злобой, с издевкой, отсутствующий, настойчивый.
Голос должен звучать «полетно», в груди и горло не должно возникать ощущения говорения «под спудом». Если вы слышите напряженный голос, сипящий, шипящий, то собеседник привык подавлять эмоции, а это чревато тем, что когда-то преграда рухнет, и человек даст себе волю, тогда под горячую руку не попадайся. Мы прекрасно представляем, как говорит человек возбужденный, разгоряченный – он немного «заглатывает» окончания.
У состояния подавленности, разочарования, бессилия другой темп – замедленный. Если в этом состоянии проявляется заинтересованность, мы услышим ускорение. Хорошая интерпретация темпа учитывает напряженность голоса: важно, тяжелая пере нами медлительность, подавленность или благодушная неторопливость – «ворочает» человек словами, «роняет» их или «цедит». Если хотите быстрее наладить контакт, подстраивайтесь под темп речи собеседника. Он «выстреливает» фразы, вы тоже разгоняйтесь и наоборот.
Как снять голосовые зажимы, несколько советов.
Зажим № 1. Сжатые челюсти
Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, – чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.
Зажим № 2. Сдавленная гортань
Разжать гортань, расправить даже мысленно этот мышечный ком. Лучшее упражнение для этого – просто зевать, громко, долго и протяжно, не стесняясь. Тогда уйдет сдавленность, покашливание и першение в горле.
Зажим № 3. Губы
Зажим возникает от нашей привычки «улыбаться из вежливости». От такой притворной улыбки голос приобретает натянутость, кукольную сладость и кажется сдавленным, и плоским. А слушать его неприятно потому, что мы незаметно для себя «проговариваем» вместе с говорящим его слова, повторяя его артикуляцию, так же, как он, напрягая гортань или сжимая губы.
Не зря Фридрих Ницше сказал: «Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, – короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью: то есть все то, что не может быть написано…»