+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

25 января директор Школы Арины Шараповой провела занятие, посвящённые развитию речи, и дала несколько авторских упражнений для участников проекта «Школа ораторского искусства. Сохраним голос молодым — 2». Программа реализуется на грант «Москва — душевный город» Комплекса социального развития г. Москвы.

Упражнения

Задание № 1. Почитайте стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», засекая время по секундомеру. Читать необходимо в том темпе, который для вас является наиболее привычным. Итак, установили секундомер. Начали!

Дочитали. Остановили секундомер. Стихотворение рассчитано ровно на одну минуту. Если вы закончили раньше, чем минута истекла, значит, вы слишком торопитесь. Ваша речь неравномерна, ускоренна, и, как чаще всего бывает, ускоренной речи еще сопутствует завышенный звук. Если вы прочитали до конца, а секунды еще тикают, значит, напротив, вы очень медлительны в речи. Как правило, это сопряжено с вялой артикуляцией и прерывистым дыханием. Если вы уложились ровно в минуту — поздравляю! У вас прекрасное чувство времени, которое отражается в звучании голоса. Это упражнение подходит не только для диагностики, но также и для тренировки. Включите его в ежедневный план занятий в течение первых двух недель вашего обучения

Задание № 2. Для диагностики громкости (тихо/громко) вам потребуется какой-то логически законченный фрагмент текста. Попробуйте взять за основу, например, следующую чистоговорку:

«Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку

с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет:

мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева, мол,

у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава.

Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не

перевыскороговорил»

1. Прочитайте это первый раз четко, спокойно.

2. Второй раз — постепенно, от слова к слову, повышая громкость голоса. Начинайте с самого тихого. Но пусть это будет не шепот (шепот в принципе небезопасен), а именно звук — тихий, приглушенный. А затем наращивайте громкость, дойдя в финале до максимальной. Что вы ощущаете? Чувствуете ли вы усталость? Не першит ли в горле? Или вам комфортно и легко? Смогли бы вы сделать второй дубль лучше первого?

В идеале диагностику громкости звучания необходимо производить с возможностью внешнего контроля. Например, записывая себя на диктофон и затем прослушивая с помощью специальных программ, позволяющих увидеть звучание вашего голоса в графическом варианте. Это упражнение, можно использовать в качестве тренировочного

Задание № 3

Возьмите чистый лист бумаги формата А4. Приложите этот лист (в вертикальном положении) ровно посередине к разомкнутым губам и постарайтесь как можно дольше удерживать на вдохе — лист должен держаться на ваших губах за счет силы и объема всасываемого воздуха. Сколько секунд вы смогли удерживать лист? 2, 5, 10? Или 0?

Не расстраивайтесь, вы живете, работаете в обычном режиме, ничего криминального не происходит. И возможно, не произойдет. Но если вы хотите уйти от бытового голоса, сделав его профессиональным, а также научиться управлять, казалось бы, неконтролируемым волнением, вам необходимо перевести дыхание в нижнее. Вы удивитесь, но этот самый лист можно продержать и минуту, и даже гораздо больше.

Рекомендации по улучшению и сохранению голоса.

Голосовая диета

МОЖНОНЕЛЬЗЯ
Чай и кофе с молоком или со сливкамиЧай и кофе без молока или сливок
Каша с кусочком сливочного масла и сыра на завтракШоколад, орехи, семечки, мед
Суп на обед (желательно на костном бульоне)Газированные сладкие напитки (лимонад, фанта, кола и пр.); пиво и шампанское
Кружка горячего молока с ложкой сливочного масла перед сномКрасное и белое сухое вино, ликеры и вермуты
Самая полезная для голоса пища — приготовленная на паруСлишком горячее, слишком холодное
Обязательное присутствие белковых продуктов (мясо, рыба, яйца)Слишком острое, перченое, соленое