+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

18 января в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Школа ораторского искусства. Сохраним голос молодым -2», который реализуется на Грант Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, прошло занятие Ивана Забелина «Работа с интонацией. Постановка голоса».

Пока человек молод, у него звонкий, сильный красивый голос. С возрастом появляется охриплость, меняется тембр, в голосе слышится дребезжание. Чем старше становится человек, тем глубже физиологические изменения голосового аппарата. Слабеют мышцы шеи и гортани, слизистая атрофируется, а связки смыкаются не полностью. В результате мы получаем «сипловатость» голоса. Из-за этого люди в возрасте сложнее справляются с длинными фразами – у них просто не хватает дыхания.

Наиболее частые проблемы с голосом:

— скрипучий голос;

— голос пропадает или садится;

— голос устаёт;

— дискомфорт во время говорения;

— хронический кашель

Также многочисленные наблюдения указывают, что затруднение у пожилого человека может возникнуть, если в бытовой коммуникации имеется стресс или конфликт. Причиной для нарушения работы голосовых связок могут быть повышенный или неравномерный тонус мышц голосовых связок. Негативные эмоции способствуют тому, что скелетная мускулатура снижается на фоне ощущения бессилия и слабого тонуса голосовых связок. Голос становится монотонным, безжизненным, тихим.

 Упражнения на дыхание помогают локализовать стресс и наладить правильное, глубокое дыхание.

Дыхание – основа говорения. Постановке речевого дыхания помогают специальные упражнения на артикуляцию и дикцию. Работа с интонацией и логикой речи способствует более четкой речи с правильно поставленным смысловыми акцентами. Чтобы на середине фразы не заканчивалось дыхание, помогут упражнения на теплый-холодный вдох-выдох. Если говорить о голосе, то надо говорить и о дыхании, формирующем сам голос.  Надо учиться правильно дышать.

Чтобы произносить слова четко, говорящий должен владеть дикцией. Для улучшения дикции предлагается:

 — Артикуляционная гимнастика;

— Разминка для губ;

— Разминка для языка;

— Дикция

Одним из выразительных средств речи является интонация.

Интонация состоит из ряда выразительных средств:

Мелодика: это как бы звуковая кривая вашей речи, повышение и понижение тона. В русском языке существует особый набор мелодических структур: констатирующая, восклицательная, вопросительная, начинательная, противительная, перечислительная, пояснительная, императивная, уточняющая и вводная. Это база, на основе которой, возникает огромное разнообразие мелодических структур в живой речи, в зависимости от ситуации и обстоятельств.

Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа, силы голоса, его высоты. Больший эффект производит тот человек, который меняет темп, силу, высоту своего голоса, т.е. избегает монотонности. Паузы позволяют делать определенные смысловые акценты.

Тембр – это окраска звучания, придающая различные эмоциональные оттенки твоей речи.

Темп – это скорость речи, ее ускорение и замедление.

Сила – это подача. Если ты говоришь в маленькой комнате с человеком на расстоянии вытянутой руки, это одна подача, если ты вещаешь с кафедры на пятьдесят человек – это уже другая подача.

Пауза – это «незвуковое» интонационное средство. Иногда паузой можно воздействовать на собеседника намного сильнее, чем словами.

Ударение – это интенсивность, сила звука. Различают два типа ударений – словесное ударение (орфоэпия) и смысловое ударение.  

Логика речи состоит в выделении важного смыслового куска, состоит в том, чтобы правильно поставить логическое ударение.

Человек, который владеет своим голосом, т.е. умеет легко изменить его темп, громкость, высоту, кто обладает хорошей дикцией, может выразить свои голосом различные чувства и переживания. Во время отработки дыхания, а также вследствие работы с интонацией, дикцией, силой голоса прорабатываются мышечные системы тела, что улучшает кровообращение для жизненно важных органов.

Спикер – актер театра РАМТ, актер театра Современник, преподаватель сценической речи Забелин Иван