+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

25 июня 2021 в прямом эфире проекта «Всероссийский культурный клуб» прошла лекция актёра, режиссёра и тетрального педагога Павла Любимцева «Актёрские амплуа». Проект реализуется при поддержке Российского фонда культуры.

Театральное амплуа (от фр. слова «роль», «должность», «место») – это определенный набор ролей, который может сыграть актер в соответствии с его внешними и внутренними данными: ростом, телосложением, чертами лица и душевным состоянием.

Впервые разделение амплуа появилось во времена Древнегреческого театра, где роли разделялись на трагические и комические. Однако лишь в XVII веке в эпоху Классицизма и расцвета французского театра система актерского амплуа была полностью сформирована: герои и героини, любовники и любовницы, юные любовники, короли, тираны, отцы, наперсники и наперсницы, слуги, лакеи, инженю (юные девушки), злодеи, простаки, травести (актёры, играющие детей) и резонеры. Павел Любимцев отметил, что актер театра и кино Р. И. Плятт в телефильме «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой и кинокартине «Послесловие» Марлена Хуциева играл именно резонеров – глубоких, благородных и порядочных героев.

Павел Любимцев рассказал, что для определения амплуа важны не только внешние данные, но и характер, душевное состояние актера. Так М. Н. Ермолова играла преимущественно героические роли, например Жанну Д’Арк. Она потрясала зрителя своим голосом, искренностью и харизмой. После ее юбилейного спектакля «Без вины виноватые» по пьесе А. Н. Островского занавес открывали около 250 раз.

Также в начале XX века появилась тенденция к разрушению системы театрального амплуа, которую поддерживали К. С. Станиславский и М. А. Чехов. Они всегда стремились играть разные роли, так как, по их мнению, в этом и заключаются профессионализм и опыт актера. Однако в 1920 году В. Э. Мейерхольд составил таблицу, куда вошли 17 мужских и 17 женских амплуа: герой 1 и 2,  влюбленные 1 и 2, проказник 1 и 2, клоун, шут, дурак, эксцентрик, злодей, неприкаянный, резонер, фант, опекун, друг, хвастливый, блюститель порядка, ученый, вестник, травести. Каждому амплуа Мейерхольд дал подробное описание внешности актера. Например, актер, играющий Дон Кихота, обязательно должен быть худым и высоким.

Мы хотим поблагодарить всех слушателей занятия за проявленный интерес к теме «Театральное амплуа». К сожалению, это понятие очень обширно, и за один час мы не смогли раскрыть его полностью. Однако следите за анонсами на нашем сайте, чтобы быть в курсе новых мероприятий в рамках «Всероссийского Культурного Клуба».