+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

9 июля в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Культурно-досуговый центр на Большой Декабрьской», который проходит при поддержке Департамента труда и социальной защиты города Москвы актер РАМТа, педагог по сценической речи ГИТИСа Иван Забелин провел интерактивную лекцию «Сохраняем голос молодым. ЗОЖ и голос. Разговорный жанр».

Все профессиональные актеры и певцы начинают занятия по сценической речи или пению с постановки голоса.

Постановка голоса — приспособление и развитие голосового аппарата для использования в профессиональных целях (певцами, ораторами, актёрами, лекторами, педагогами). В результате голосовой аппарат приобретает способность выдерживать большие нагрузки, а голос приобретает особую звучность, широкий  диапазон  и тембровое богатство.

Методика постановки голоса опирается на данные анатомии, физиологии и акустики. При обучении различным видам пения или сценической речи применяются особые приёмы, но существуют и общие принципы, позволяющие эффективно регулировать дыхание, использовать естественные резонаторы и правильно артикулировать.

Постановка голоса является обязательным начальным этапом при обучении пению. При обучении сценической речи к постановке голоса приступают после работы над дикцией и дыханием. В процессе постановки укрепляются все голосовые данные человека — объём, сила и звучность голоса. Постановка педагогического голоса также имеет свою специфику: педагогу при этом необходимо добиваться таких качеств, как благозвучность, выносливость и способность к внушающему воздействию.

Таким образом работа над постановкой голоса включает в себя: речевое дыхание, артикуляцию, дикцию, работу с интонацией и логику речи.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц.

Попробуйте выполнить упражнения: Тёплый-холодный выдох; Миам-миам; ИЭАОУЫ на тёплом выдохе; Хих-Хэх-Хах-Хох-Хух-Хых.

Артикуляция — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Для того, чтобы размяться перед произнесением больших объемов текста, актеры выполняют артикуляционную гимнастику. Вот несколько полезных упражнений, которые помогут вам снять зажимы и размяться перед выступлением.

Разминка для губ:

Ю-И

Хоботок

Мороженное

Почёсывания губ

Жим верхней губы

Жим нижней губы

Сброс

Разминка для языка:

Покусать язык

Печатаем чек

Уколы

Гладим нёбо

Расширяем горизонты

Красим зубы

Сброс

Важнейшей частью работы над постановкой голоса является дикция.

Дикция — чёткость произношения звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции — важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Интонация — Каждый автор индивидуален в своём стиле и имеет своё звучание — интонацию. — это звуковое выражение мысли. Это слово произошло от латинского «intonare», — «громко произносить».

Интонация состоит из ряда выразительных средств:

Мелодика —  Это как бы звуковая кривая вашей речи, повышение и понижение тона. В русском языке существует особый набор мелодических    структур: констатирующая, восклицательная, вопросительная, начинательная, противительная, перечислительная, пояснительная, императивная, уточняющая и вводная. Это база на основе которой, возникает огромное разнообразие мелодических структур в живой речи, в зависимости от ситуации и обстоятельств.

Тембр — это окраска звучания, придающая различные эмоциональные оттенки твоей речи.

Темп — это скорость речи, её ускорение и замедление.

Сила — это подача. Если ты говоришь в маленькой комнате с человеком на расстоянии вытянутой руки, это одна подача, если ты вещаешь с кафедры на пятьдесят человек — это уже другая подача.

Пауза — это «незвуковое» интонационное средство. Иногда паузой можно воздействовать на собеседника намного сильнее, чем словами.

Ударение — это интенсивность, сила звука. Различают два типа ударений — словесное ударение (орфоэпия) и смысловое ударение — вот о нём-то мы сегодня и поговорим.

Для того, что бы красиво и грамотно говорить, в первую очередь необходимо читать… читать хорошую литературу: отечественную или зарубежную классику, современную литературу, поэзию, драматургию и т.д.

Логичность текста — это его способность быть связанным между собой и выстраиваться в ясную последовательную демонстрацию основной идеи.

Логическое ударение это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слово или группы слов в фразе. Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Логическое ударение передают различными средствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед определяемым словом или замедлением темпа при произнесении этого слова.