9 июля в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Культурно-досуговый центр на Большой Декабрьской», который проходит при поддержке Департамента труда и социальной защиты города Москвы актер РАМТа, педагог по сценической речи ГИТИСа Иван Забелин провел интерактивную лекцию «Сохраняем голос молодым. ЗОЖ и голос. Разговорный жанр».
Сейчас все обращают большое внимание на здоровый образ жизни, но почти никто не задумывается о здоровье голоса. Но над ним надо работать также как над телом.
Голос — это способность человека издавать звуки при разговоре или пении. ´Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос. При этом воздух, проходя по трахее и бронхам, вибрирует и создает звуковые колебания. Голосовые складки участвуют лишь в тонком управлении голосом.
То, как мы слышим себя внутри – отличается от того, как мы звучим в записи. «На выходе» мы звучим на 2-3 тона выше. Первое, к чему нужно стремиться – развить «речевое ухо», когда мы вдруг начинаем слышать свой голос таким, какой он есть на самом деле. Очень важно: просить родных и близких помогать, исправлять и не обижаться на замечания самому.
Чтобы понять, как мы звучим по-настоящему и каков диапазон нашего свободного голоса, попробуйте проговорить что-то сквозь сомкнутые зубы, потом разомкните их и оставьте голос в такое положении.
Для правильного говорения очень важно диафрагмальное дыхание. Оно задействует широчайшую часть легких,
массирует внутренние органы, разгоняет лимфу и улучшает кровообращение. Мы все правильно дышим от рождения. Ребенок умеет дышать только диафрагмой, поэтому когда он кричит, его слышат все. А потом подключаются запреты, которые создают зажимы, и голос меняется. Важно уметь расслабляться и говорить именно из расслабленного состояния, тогда голос будет красиво и правильно звучать.
Попробуйте такое упражнение. Пока что-то деалете дом или куда-то идете или едете, положите ладонь на живот и подышите как можно глубже, почувствуйте, как двигается живот. Если вы будете делать это ежедневно, вы приучите себя к правильному дыханию.
Мы часто используем ключичное дыхание, поверхностное, именно поэтому оно быстро сбивается, мы начинаем дышать чаще, что очень вредно как для организма, так и для вашего голоса. Именно поэтому очень хорошо, если вы занимаетесь йогой или цигуном, ведь первое, чем учат там — правильному дыханию и умению его распределять.
Существует очень много факторов, которые вредят здоровью нашего голоса.
Так жесткая голосовая атака, то есть насильственное усиление звучания речи, произнесение первых слов с напряжением, дает большую нагрузку на связки, они быстро «перетираются». Поэтому старайтесь начинать выступления с «мягкого» входа. Сделайте глубокий вдох и выдох, и начинайте говорить спокойно и расслабленно. Это, к слову, вызывает у аудитории гораздо большее доверие.
Очень часто нам кажется, что более низкий голос вызывает у собеседника больше доверия, и мы начинаем искусственно его снижать. Тембр становится неестественным, а в голове мы можем слышать звон. Это значит, что вы вы звучите неправильно. Кроме того, это тоже дает очень большой удар по связкам. Для того, чтобы «понизить» или «повысить» голос без последствий им надо регулярно заниматься. Так актеры озвучания могут легко менять регистры без риска потерять голос. Их голосовые связки хорошо натренированы.
Ни в коем случае нельзя долго говорить на повышенных тонах. Этим часто страдают педагоги. Им кажется, что их не услышат. И того же бояться и выступающие перед большой аудиторией. Если вы долго говорить на повышенных тонах, голос садится, а дыхание начинает сбиваться. Регистры надо менять и вообще стараться говорить спокойно, но не совсем без эмоций, аудитория будет вас слушать.
Очень опасно для связок — говорение на «остатках воздуха». Такая фишка у Ренаты Литвиновой. Это хорошо работает на телевидении или в кино, а вот в театре ее просто не слышно. Потому что голосовой аппарат очень быстро «перегорает».
Не рекомендуется говорить и во время выполнения интенсивных физических упражнений, однако тут есть свои исключения. Например, если вы на беговой дорожке и бежите не очень быстро, можно вполголоса читать стихи. Такое же упражнения можно выполнять, когда вы занимаетесь скандинавской борьбой.
Очень плохо влияет на голос, связки и дыхание сидячий образ жизни. Мы сидим с наклоненной головой перед компьютером и от этого пережимается гортань. Связки не обогащаются кислородом, голос может пропадать. Сюда же можно отнести и неправильную осанку, которая формируется как раз от такого образа жизни.
Конечно, на голос сильно влияет стресс. Мы можем невольно его повышать или наоборот что-то замалчивать, и от этого возникают зажимы, голос становится неестественным, тусклым, хрипловатым.
ЧТобы как можно дольше сохранить голос, надо помнить несколько несложных правил: «мягкое» начало фразы, говорение в своем регистре, паузы для дыхания, не говорить на вдохе, глубокое диафрагмальное дыхание, во время разговора использовать артикуляционные мышцы, открывать рот, не говорить с поджатыми губами, стараться, чтобы мышцы плеч, шеи, гортани и грудной клетки были расслаблены, а не напряжены, перед продолжительной беседой давать мышцам немного разогреться (например, мурлыча).
Также для сохранения голоса помогает: утренняя зарядка: потянуться, позевать; выпивать не меньше 8 стаканов воды в день, увлажняя заднюю стенку гортани; избегать слишком горячей или холодной еды и напитков; исключить алкоголь и курение; своевременно лечить ЛОР-заболевания; консультация ФОНИАТРА; увлажнять помещение; НИКОГДА не разговаривать ШЕПОТОМ; распределять нагрузку на голос.
Если вы все-таки потеряли голос или сильно перегрузили его, самое верное средство для восстановления — молчание. А еще вам поможет:
´МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА С МОЛОКОМ 50/50;
´ГОРЯЧЕЕ ТЁПЛОЕ ТЁМНОЕ ПИВО;
´ПОЛОСКАНИЕ ОТВАРАМИ РОМАШКИ, ШАЛФЕЯ, ЭВКАЛИПТА;
´ИНГАЛЯЦИИ;
´ОБИЛЬНОЕ ТЁПЛОЕ ПИТЬЁ;
´ОТВАР ИЗ СЕМЯН ОНИСА;ГОМЕОВОКС
´