+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

22 октября в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Всероссийский культурный клуб», реализуемого при поддержке Российского фонда культуры, заведующий кафедрой «Пластического воспитания актёра» ВТУ им. М.С. Щепкина Александр Кульков провёл очное занятие по теме: «Пластика как способ общения с миром. Снятие зажимов».

Пластика не только одно из самых важных выразительных средств актера, но и способ общения с миром. Тело подает различные сигналы, показывая собеседнику, что на самом деле чувствует человек. На занятиях по сценическому движению в театральных вузах педагоги часто совмещают различные практики — от пластических элементов, которые использовали актёры Древней Греции и Рима до биомеханики Мейерхольда. Все активнее применяются на уроках элементы восточных практик: танцы, медитации, йога.

Особый интерес вызывает театральный опыт Востока, где пластика была и, часто, есть —  константа актерского мастерства. Если в средневековой Европе актерская профессия была не так престижна, то на Востоке артисты были всеми уважаемыми и почтенными, так как в эту профессию брали только из знатного рода и с очень хорошим образованием. Артисты японского театра возможно лучше других знают возможности пантомимы и жеста. Они своей игрой на протяжении всего времени довели пластику, как средство театральной выразительности, до величия.

Особо значимое время для русского театра, да и театра в целом — это начало XX века. В это время появились просто театральные глыбы: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.А. Чехов и, конечно же, Карл Казимир Теодор Майергольд. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (сменил имя после принятия православия) это действительно большая личность в театральном искусстве, а особенно в «Театре Тела». Он один из первых понял, что нужно переориентировать современный театр.

Мейерхольд утверждал, что тело актёра должно стать идеальным музыкальным инструментом в руках самого актёра. Актёр должен постоянно совершенствовать культуру телесной выразительности, развивая ощущения собственного тела в пространстве (динамика и устойчивость).

Мейерхольд придавал большое значение выразительности тела. Как пример важности и возможности максимальной выразительности он указывал на куклу бибабо. Напяленная на пальцы рук, кукла при различных ракурсах производит совершенно различный эффект. При одной и той же застывшей мимике маски мы можем видеть и радость, выраженную распростертыми руками, и печаль в опущенной голове, и гордость в закинутой назад голове.

В обычной жизни существует баланс между напряжением и расслаблением, говорить о мышечных зажимах не приходится. В разных позициях движения напрягаются разные группы мышц.

Прежде, чем работать над снятием мышечных зажимов, важно выяснить причины возникновения. Наиболее распространенные причины мышечных зажимов:

  • Малоподвижный, сидячий образ жизни. При таком режиме, человек использует очень небольшую группу мышц, в результате, многие мышцы постепенно атрофируются, у человека сужается диапазон возможных движений, за счет слабости мышц.

В противовес ослабленным группам мышц формируется так называемый «мышечный панцирь» из наиболее часто задействованных групп. Чтобы этого не происходило, и чтобы добиться снятия мышечных зажимов необходимо чередовать малоподвижную работу со спортивными занятиями, разминкой. Когда возникают такого рода мышечные зажимы, они блокируют энергетические процессы, в организме.

  • Психо- эмоциональная причина мышечных зажимов. Основные реакции первобытного человека, при столкновении с неизвестностью это агрессия (открытое нападение) и страх (бегство, как проявление). Не смотря на огромный разрыв в развитии и эволюционные изменения психики, наши первобытные инстинкты прописаны на уровне бессознательного.
  • Мышечныезажимы очень часто возникают в результате отрицательных эмоций человека, которые ему пришлось пережить, это может быть переживание страха или боли, в случае неоправданных ожиданий, крушения надежд, при внезапном стрессе, когда человек не ожидал негативных событий, а они свалились на него как снег на голову.

Способы снятия мышечных зажимов очень хорошо описаны в книгах Станиславского и в частности в книге «Работа актера над собой». Любой актерский тренинг предполагает достижение релаксации. Если актер скован, он не может играть различные роли, необходима внутренняя легкость и свобода.

Танцы, пластика, пантомима — прекрасные инструменты для снятия мышечных зажимов.

Психотренинги, релаксация и медитация. Эти методы также можно отнести к способам осознанного наблюдения за собственным состоянием.

Александр Кульков дал несколько упражнений, помогающих снять мышечные зажимы и раскрепостить себя.

1. Голова, шея

Упражнение 1

Исходное положение: стоя, тело расслаблено.

1 – голова опускается на грудь, максимально напрягаются мышцы шеи.

2 – голова возвращается на исходное положение.

3 – наклонить голову вправо.

4 – исходное положение.

5 – запрокинуть голову назад потянув мышцы шеи.

6 – исходное положение

7 – наклонить голову влево.

8 – исходное положение.

Упражнение 2

Исходное положение: стоя, тело расслаблено. На счет “раз” голова опускается на грудь. Не возвращаясь в исходное положение, на счет “два”, “три”, “четыре” броском перевести голову вправо, назад, влево. Повторить 4 раза в одну и другую стороны.

Упражнение 3

Исходное положение: стоя, тело расслаблено. Голова плавно “сдвигается” в стороны, описывая круг, при этом выполняющий упражнения медленно приседает. При медленном вставании голова описывает круг в другую сторону.

2. Плечи, грудная клетка:

Упражнение 4

Исходное положение: стоя, мышцы максимально расслаблены.

1 поднять плечи вверх.

2 вывести плечи вперед.

3 опустить вниз.

4 отвести назад.

Повторить четыре раза.

Упражнение 5

Исходное положение: стоя, мышцы расслаблены.

Движение по схеме: крест. Квадрат, круг. И сдвиг параллельно полу.

КРЕСТ. Выполняется как горизонтальной, так и вертикальной плоскости.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вперед – центр- вправо- центр- назад – центр- влево- центр.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вверх – центр – вправо – центр – вниз – центр – влево – центр.

КВАДРАТ: вперед – вправо – назад – влево.

3. Пояс, тазобедренная часть:

Упражнение 6

Исходное положение ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.

Наклоны вперед, в правую и левую сторону При наклоне вперед спина должна быть, даже немного выгнутая. При вставании спина прогибается в обратную сторону, похожа на “горбик”. При наклоне в правую и левую стороны плечи развернуты параллельно полу, ноги остаются в исходном положении.

Упражнение 7

Разминка тазобедренной части (пелвиса)

Основные виды движений;

Вперед – назад;

Из стороны в сторону;

Подъем бедра вверх (движется внешняя передняя сторона тазобедренного сустава)