22 октября в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Всероссийский культурный клуб», реализуемого при поддержке Российского фонда культуры, заведующий кафедрой «Пластического воспитания актёра» ВТУ им. М.С. Щепкина Александр Кульков провёл очное занятие по теме: «Пластика как способ общения с миром. Снятие зажимов».
Пластика не только одно из самых важных выразительных средств актера, но и способ общения с миром. Тело подает различные сигналы, показывая собеседнику, что на самом деле чувствует человек. На занятиях по сценическому движению в театральных вузах педагоги часто совмещают различные практики — от пластических элементов, которые использовали актёры Древней Греции и Рима до биомеханики Мейерхольда. Все активнее применяются на уроках элементы восточных практик: танцы, медитации, йога.
Особый интерес вызывает театральный опыт Востока, где пластика была и, часто, есть — константа актерского мастерства. Если в средневековой Европе актерская профессия была не так престижна, то на Востоке артисты были всеми уважаемыми и почтенными, так как в эту профессию брали только из знатного рода и с очень хорошим образованием. Артисты японского театра возможно лучше других знают возможности пантомимы и жеста. Они своей игрой на протяжении всего времени довели пластику, как средство театральной выразительности, до величия.
Особо значимое время для русского театра, да и театра в целом — это начало XX века. В это время появились просто театральные глыбы: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.А. Чехов и, конечно же, Карл Казимир Теодор Майергольд. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (сменил имя после принятия православия) это действительно большая личность в театральном искусстве, а особенно в «Театре Тела». Он один из первых понял, что нужно переориентировать современный театр.
Мейерхольд утверждал, что тело актёра должно стать идеальным музыкальным инструментом в руках самого актёра. Актёр должен постоянно совершенствовать культуру телесной выразительности, развивая ощущения собственного тела в пространстве (динамика и устойчивость).
Мейерхольд придавал большое значение выразительности тела. Как пример важности и возможности максимальной выразительности он указывал на куклу бибабо. Напяленная на пальцы рук, кукла при различных ракурсах производит совершенно различный эффект. При одной и той же застывшей мимике маски мы можем видеть и радость, выраженную распростертыми руками, и печаль в опущенной голове, и гордость в закинутой назад голове.
В обычной жизни существует баланс между напряжением и расслаблением, говорить о мышечных зажимах не приходится. В разных позициях движения напрягаются разные группы мышц.
Прежде, чем работать над снятием мышечных зажимов, важно выяснить причины возникновения. Наиболее распространенные причины мышечных зажимов:
- Малоподвижный, сидячий образ жизни. При таком режиме, человек использует очень небольшую группу мышц, в результате, многие мышцы постепенно атрофируются, у человека сужается диапазон возможных движений, за счет слабости мышц.
В противовес ослабленным группам мышц формируется так называемый «мышечный панцирь» из наиболее часто задействованных групп. Чтобы этого не происходило, и чтобы добиться снятия мышечных зажимов необходимо чередовать малоподвижную работу со спортивными занятиями, разминкой. Когда возникают такого рода мышечные зажимы, они блокируют энергетические процессы, в организме.
- Психо- эмоциональная причина мышечных зажимов. Основные реакции первобытного человека, при столкновении с неизвестностью это агрессия (открытое нападение) и страх (бегство, как проявление). Не смотря на огромный разрыв в развитии и эволюционные изменения психики, наши первобытные инстинкты прописаны на уровне бессознательного.
- Мышечныезажимы очень часто возникают в результате отрицательных эмоций человека, которые ему пришлось пережить, это может быть переживание страха или боли, в случае неоправданных ожиданий, крушения надежд, при внезапном стрессе, когда человек не ожидал негативных событий, а они свалились на него как снег на голову.
Способы снятия мышечных зажимов очень хорошо описаны в книгах Станиславского и в частности в книге «Работа актера над собой». Любой актерский тренинг предполагает достижение релаксации. Если актер скован, он не может играть различные роли, необходима внутренняя легкость и свобода.
Танцы, пластика, пантомима — прекрасные инструменты для снятия мышечных зажимов.
Психотренинги, релаксация и медитация. Эти методы также можно отнести к способам осознанного наблюдения за собственным состоянием.
Александр Кульков дал несколько упражнений, помогающих снять мышечные зажимы и раскрепостить себя.
1. Голова, шея
Упражнение 1
Исходное положение: стоя, тело расслаблено.
1 – голова опускается на грудь, максимально напрягаются мышцы шеи.
2 – голова возвращается на исходное положение.
3 – наклонить голову вправо.
4 – исходное положение.
5 – запрокинуть голову назад потянув мышцы шеи.
6 – исходное положение
7 – наклонить голову влево.
8 – исходное положение.
Упражнение 2
Исходное положение: стоя, тело расслаблено. На счет “раз” голова опускается на грудь. Не возвращаясь в исходное положение, на счет “два”, “три”, “четыре” броском перевести голову вправо, назад, влево. Повторить 4 раза в одну и другую стороны.
Упражнение 3
Исходное положение: стоя, тело расслаблено. Голова плавно “сдвигается” в стороны, описывая круг, при этом выполняющий упражнения медленно приседает. При медленном вставании голова описывает круг в другую сторону.
2. Плечи, грудная клетка:
Упражнение 4
Исходное положение: стоя, мышцы максимально расслаблены.
1 поднять плечи вверх.
2 вывести плечи вперед.
3 опустить вниз.
4 отвести назад.
Повторить четыре раза.
Упражнение 5
Исходное положение: стоя, мышцы расслаблены.
Движение по схеме: крест. Квадрат, круг. И сдвиг параллельно полу.
КРЕСТ. Выполняется как горизонтальной, так и вертикальной плоскости.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вперед – центр- вправо- центр- назад – центр- влево- центр.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вверх – центр – вправо – центр – вниз – центр – влево – центр.
КВАДРАТ: вперед – вправо – назад – влево.
3. Пояс, тазобедренная часть:
Упражнение 6
Исходное положение ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.
Наклоны вперед, в правую и левую сторону При наклоне вперед спина должна быть, даже немного выгнутая. При вставании спина прогибается в обратную сторону, похожа на “горбик”. При наклоне в правую и левую стороны плечи развернуты параллельно полу, ноги остаются в исходном положении.
Упражнение 7
Разминка тазобедренной части (пелвиса)
Основные виды движений;
Вперед – назад;
Из стороны в сторону;
Подъем бедра вверх (движется внешняя передняя сторона тазобедренного сустава)