+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

       28 сентября на YouTube-канале Школы Арины Шараповой прошла лекция Ирины Усачёвой: «Жанры музыкального театра. История и современность». Занятие прошло в рамках проекта «Всероссийский культурный клуб»,реализуемого при поддержке Российского фонда культуры.

Музыкальный театр — это вид театрального искусства, в котором музыке принадлежит главенствующая (или, как минимум, равноправная) роль. Сюда прежде всего относятся опера и балет, а также мюзиклы, оперетты и любые театральные постановки, в которых музыкальная составляющая доминирует.

Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства.

 Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение.

Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

 Балет — это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене.

 Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки.В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет).  При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».

Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского. Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства.

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах. Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены. Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Оперетта — театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Само слово имеет итальянское происхождение и обозначает «маленькая опера». Оперетта короче по хронометражу любой полноценной оперы, воспринимается легче, не имеет цели передать реалистичное и правдоподобное действо. Здесь найдётся место и фарсу, и абсурду, и всепоглощающему лиризму. Диалоги в оперетте часто ведутся без музыкального фона, однако порой могут сопровождаться тихой оркестровой партией.   

 До XX века оригинальной русской оперетты практически не было. В это время отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля, ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и куплеты) носили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его. Российские композиторы на рубеже XIX—XX веков также иногда обращались к оперетте, но это были лишь единичные попытки. В целом национальная оперетта в России начала XX века находилась в зачаточном состоянии.

Мюзикл — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Жанр окончательно оформился в США. В 30-е годы прошлого века оплот демократического устройства погрузился в так называемую Великую депрессию. В те тяжёлые времена именно мюзиклы, красочные, динамичные, «живые», приобрели статус отдушины для людей, пребывавших в постоянной тревоге за своё будущее. Это обстоятельство помогает понять, насколько масштабно воздействие искусства на психологическое состояние человека. Мюзикл в этом ключе является наиболее простой, доступной, «легковесной» формой.

Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров. При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.

В нашей стране свыше 80 музыкальных театров. Среди них — Большой театр в Москве, Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московский музыкальный Камерный театр (под руководством Б. А. Покровского), Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, творческие коллективы в союзных республиках и другие.

Усачева Ирина — режиссёр детского музыкального театра «Домисолька»