+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

17 сентября в Школе Арины Шараповой прошло первое занятие вокального цикла в рамках проекта «Всероссийский культурный клуб» — «Основы вокального искусства. Виды вокального исполнения».

Художественный руководитель ансамбля «Калина» Илона Багрий рассказала о том, что такое вокальное искусство, его истории, о том, как ставить голос и дала несколько упражнений для тех, кто начинает заниматься вокалом.

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (пение) — исполнение музыки голосом; искусство передавать выразительными средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения. Пение может быть со словами или без слов (Вокализация). Вокальное исполнение при помощи выразительных средств музыки раскрывается логическое и эмоциональное содержание поэтического образа. Истоки вокального искусства восходят к народному песенному творчеству. В характере вокального искусства различных народов получают отражение интонационные, ладовые и ритмические особенности народной музыки. На формирование специфических черт национального певческого искусства оказывает влияние фонетический состав языка, непосредственно воздействующий на певческое звукообразование.

Профессиональное вокальное искусство возникло в глубокой древности. Оно было известно в странах Древнего Востока, античного мира. Со времён средневековья носителями профессионального народного вокального исполнения являлись странствующие музыканты (в России и на Украине — скоморохи, лирники, бандуристы; в странах Западной Европы — барды, скальды, трубадуры, миннезингеры; на Кавказе — ашуги, гусаны и др.).

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец  не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). 

Для овладения глубоким дыханием на первоначальном этапе обучения рекомендуются беззвуковые дыхательные упражнения. Хотя практика показала, что можно в совершенстве овладеть беззвучными дыхательными упражнениями, но иметь короткое певческое дыхание, и, наоборот, певцы могут владеть исключительным по силе длительности дыханием в пении, не занимаясь специальными дыхательными упражнениями без звука. В начале обучения педагог, объясняя и показывая способы правильного вдоха, объясняя, какие дыхательные мышцы работают в это время и как они работают, для ускорения процесса, может использовать некоторые беззвучные упражнения.

Очень важно правильно распределить дыхание – это необходимое условие правильной постановки голоса.

Если в начале занятий внимание вокалистов обращается на то, куда взять дыхание, то на последующих занятиях внимание фиксируется на том, как удержать его, экономно расходуя, обеспечивая длительное и плавное звучание.

Преподаватель рассказал о нескольких упражнениях для развития вокального голоса:

Упражнение 1. Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания учащегося. Каждый обучающийся контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

Упражнение 2. Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания по сигналу педагога. Мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2–3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается.

Упражнение 3. Нередко в вокальной работе используется метод произнесения слов активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Каждый певец по-своему индивидуален, каждый голос по-своему уникален. И каждый, кто вышел на сцену, привносит в искусство вокала что-то свое. Но при всем многообразии вокальных стилей и направлений вокальное искусство можно классифицировать по нескольким основным видам.

Виды вокала:

  • Оперный (академический).
  • Народный (народные песни).
  • Эстрадный.
  • Джазовый.
  • Рок- или эсктрим-вокал.

Вокальная техника – это то, без чего никак нельзя, потому что без нее пение как таковое невозможно. Можно, конечно, душевно декламировать стихи под музыку или что-то там пропищать на высоких нотах, но к пению как таковому это не будет иметь отношения.

Вокальные приемы – это то, как достигается та или иная техника пения, как формируется тот или иной вид вокала. Так, для оперного вокала присущи свои приемы, для народных песен – другие, для попсы – третьи. Хотя и в опере, и народных песнях, и даже в попсе мы слышим высокие и низкие ноты, встречаем медленные и быстрые произведения и т.д.

Вокальная техника и вокальные приемы тесно взаимосвязаны, и одно без другого невозможно. Поэтому термины «вокальная техника» и «вокальные приемы» почти всегда употребляются как синонимы. Иногда к этой же категории относят и так называемые вокальные украшения.

Вокальные украшения (иногда их называют расширенные вокальные техники) – это то, без чего, в принципе, можно обойтись, но лучше все-таки, освоить, если вы желаете развиваться на вокальном поприще.

Некоторые преподаватели вокала (особенно девушки) искренне полагают, что без украшений обойтись никак нельзя, поэтому вокальные украшения называют вокальными приемами. Это никак не умаляет их квалификации как преподавателей, а разделение приемов и украшений, по большому счету, нужно лишь для определения последовательности изучения: сначала – приемы и техники, потом – украшения.

Базовые вокальные приемы и техники:

  1. Микст.
  2. Белтинг.
  3. Тванг.

Популярные вокальные украшения:

  • Вибратто.
  • Глиссандо.
  • Мелизмы.
  • Расширенные вокальные техники расщепления – субтон, штробас, фальцет, прочие.

Вокальная или певческая позиция – это позиция, которая нужна для пения. Другими словами, это позиция всех составляющих голосового аппарата, начиная от диафрагмы и брюшной полости и заканчивая кончиком языка.

Для разных способов пения нужна разная вокальная позиция. В общем и целом различают два основные певческие позиции: высокую и низкую. Высокая позиция нужна для высоких нот, низкая – для низких нот и назального джазового призвука.

Высокая певческая позиция:

  • Раздутые бока и брюшной пресс, зафиксированное положение диафрагмы, для чего нужно сделать глубокий короткий вдох в нижнюю часть легких и не отдавать резко воздух.
  • Широко открытый рот с улыбкой-оскалом.
  • Расслабленная челюсть в положении вниз и чуть назад.
  • Гортань в обычном среднем или незначительно приподнятом положении.
  • Поднятое мягкое небо, для чего нужно как бы зевнуть, не открывая широко рот.
  • Язык, уложенный горизонтально, при необходимости вогнутый до видимой ложбинки или вмятинки, кончик языка у нижних зубов. Контроль за тем, чтобы язык не «ушел» назад.
  • Для более яркого звучания можно сдвинуть брови, наморщить переносицу и даже зажмурить глаза.

Все вышеперечисленные манипуляции, проделанные синхронно, дают специфический эффект, называемый в среде вокалистов «вокальной маской».