+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

26 июля в прямом эфире на YouTube-канале Школы Арины Шараповой прошла лекция Дмитрия Кириченко «Особенности развития драматургии. Приёмы работы со сценарием».

Драматургия – это сюжетно-композиционная основа, сюжетно-образная концепция самостоятельного кинематографического или театрального произведения. Также специалисты дают другое определение этому понятию: совокупность произведений отдельной эпохи, какого-то народа или писателя.

В драматургии выделяются четыре ключевых части текста:

  1. Экспозиция вводит читателя, слушателя или зрителя в действие. Здесь происходит первое знакомство с героями, их характерами и временным периодом, в которое происходит действие.
  2. Завязка является основным элементом драматургии. Здесь происходит появление конфликта или знакомство героев друг с другом, развитие их действий и образов.
  3. Кульминация – это наивысшая точка произведения. Здесь происходит эмоциональный всплеск, накал страстей, динамика либо сюжета, либо взаимоотношений героев.
  4. Развязка – это заключительная часть действия. Она может быть постепенной, мгновенной, резко обрываться  или становиться финалом.

Драматурги – это писатели, создающие пьесы. Они появились во времена древнегреческого театра, например, Эврипид, Аристофан, Эсхил, Софокл и другие. Фигура драматурга со сменой исторических эпох менялась: они были сильно приближены к театру, занимали там высшие посты или были в отрыве от него. Например, существует понятие «штатный драматург». Они сорудничали с определёнными театрами, для которых писали пьесы. В России такое  звание получили А. Н. Островский, А. П. Чехов и другие. Также драматург может стать и режиссёром, самостоятельно поставив свою пьесу на сцене какого-либо театра, или актёром. Такими театральными работниками  сегодня являются Николай Коляда, Евгений Гришковец и другие. В тоже время существует тенденция, когда драматург занимается инсценировкой. Другими словами, перерабатывает классическое произведения и на его основе создаёт пьесу: Ярослава Пулинович «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову, Саймон Стоун «Медея» по Еврипиду и другие  Таким образом, в современном мире фигура драматурга выходит на первый план.

На занятии Дмитрий Кириченко более подробно рассмотрел драматургию 90-х годов ХХ века и современные русскоязычные, англоязычные и немецкоязычные пьесы. Так, в нашей стране у драматургов практически не было возможности ставить свои произведения на большой сцене, так как руководители и сотрудники театров, режиссёры работали с уже с известными драматургами из советского прошлого. Спикер назвал современных драматургов, которые стали успешными и востребованными за последние двадцать лет: Михаил Угаров, Александр Архипов, Юрий Клавдиев и другие.

На западе возникает новое направление «in your face», то есть театр «бьющий в лицо», который говорит на языке своего времени и затрагивает актуальные и острые проблемы общества, например, этика клонирования, вопрос миграции, дискриминации и т.д. Такая тенденция очень популярна в Великобритании. Таким образом, все произведения, написанные за последние годы, называют «новой драмой», «актуальной драматургией», «драмой чрезвычайной ситуации», «new writing» и тому подобное. В частности, в Германии издаются сборники пьес современных драматургов «ШАГ», которые затрагивают проблемы глобализации, культуры и современного социума. Драматурги предлагают театру вступить в открытый диалог со зрителем на различные острые темы. Поэтому театр постепенно становится обучающим институтом.

Сценарий – это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма и других мероприятий в театре. Он напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Например, сегодня часто в основе театральной постановки лежит художественный фильм или телевизионной передачи. Традиционны два приема работы со сценарием:

  1. Сценарист  исследует факты, связанные с определенным событием, формирует свою концепцию происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст.
  2. Или он подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным.

В заключительной части занятия спикер ответил на вопросы слушателей.  

Мы хотим поблагодарить всех участников данного занятия за проявленный интерес к театральному искусству. Следите за обновлениями на нашем сайте и социальных сетях, чтобы быть в курсе новых мероприятий в рамках «Всероссийского Культурного Клуба».

Дмитрий Кириченко – кандидат филологических наук, помощник главного режиссера Севастопольского театра им. Луначарского.