+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

16 июля в Историко-культурном мемориальном музее-заповеднике «Киммерия М. А. Волошина» прошло занятие Светланы Клепс «Приёмы работы с прозаическим текстом». В нём приняли участие Арина Шарапова и председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан Лилия Гумерова.

Занятие прошло в рамках проекта «Всероссийский культурный клуб», реализуемого при поддержке Российского фонда культуры.


Проза – это устная или письменная речь, которая отличается отсутствием размера и рифмы. Иногда термин употребляется в качестве противопоставления стихотворному тексту. Прозаический ритм создается на основе синтаксических конструкций. В прозе, в отличии от поэзии, описываются конкретные явления, которые были в определённый временной отрезок реально или вымышлено. Поэтому для поэзии важны эмоции и чувства, а для прозы – четкое описание изображаемого. При написании прозаического произведения  у автора насчитывается больше средств для выражения своей идеи и своего замысла, которые усиливают восприятие прочитанного текста. Принято считать, что проза относится к эпическому жанру, включающий произведения, повествующие о чем-либо: событии, герое и т.д. Специалисты к такому виду литературного текста относят следующие произведения: биографию, манифест, новелла, очерк, парабола, повесть, причта, рассказ, роман, эпопея и эссе.  Этот перечень может изменяться в зависимости от различных  точек зрения  лингвистов. Так, некоторые из этих  включают в этот список  детективы, антиутопии, анекдоты, памфлеты и др. Таким образом, примером прозы может быть любое не стихотворное произведение. Например: повесть А. С. Пушкина «Пиковая Дама», роман «Дубровский»;  повести и рассказы А. П. Чехова – «Палата № 6», «Человек в футляре»; рассказ «Старик и море» и роман «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя и другие. Или же любое эссе, в частности, Дж. Оруэла «В защиту английской кулинарии»), биографии известных поэтов и писателей и тому подобное.

Светлана Клепс дала важные рекомендации по работе с прозаическим текстом. Для лучшего запоминания и понимания прочитанного необходимо составить план пересказа. Поэтому в дальнейшем будет достаточно легко воспроизвести его в устном или письменном виде. Также во время этого метода работы с текстом включается мышление, которое помогает подобрать необходимые слова и обороты речи, и составить грамотные предложения, тем самым развивая культуру речи. Во время занятия  педагог раздала карточки с  текстом, и участникам необходимо было за копотный промежуток времени прочесть их, составить план пересказа и поочерёдные рассказать основную мысль теста.

 Пример плана:

  1. Описание героя;
  2. Ключевое событие, которое произошло в отрывке;
  3. Отношение автора к написанному;
  4. Мнение  участника занятия о  прочитанном тексте.

Педагог предложила участникам прочесть отрывки из книги Надежды Тэффи «Рассказы и фельетоны. 1917 – 1919», что позволило на практике отработать приёмы работы с прозаическим текстом: чтение по ролям, выразительное чтение, постановка правильной артикуляции, дикции  и пауз, эмоциональное окрашивание текста и другие.   

В заключительной части занятия Светлана Клепс ответила на вопросы слушателей занятия.