+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

На второй встрече третьего этапа шеф-повар и ресторатор Святослав Панченко рассказал участникам «Клуба тематических встреч на Декабрьской» о том, как правильно выбирать продукты в супермаркете.

На лекции поговорили о том, что нужно сделать, прежде, чем купить продукты, сходить за ними. Рассказали интересные лайфхаки, прошлись по магазину, рассмотрели отделы и полочки. Также слушатели узнали, что такое маркетинг и как выглядит структура магазина. И про полезные полезности.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России работает 779 000 магазинов продуктовой розницы. При этом почти 49 500 магазинов принадлежат игрокам, входящим в ТОП-31 (для сравнения – в 2010 году их было всего 7 981).

Главный принцип: ничего лишнего. Все знают вечные правила о том, что в магазин не стоит ходить голодным, лучше всего составлять списки, иметь искусственные ограничения по суммам, которые можно потратить и т.д.

Какая основная задача любого супермаркета? Побудить нас к покупкам как можно большего количества товаров по максимальным ценам?

Мы тратим на 20% больше, если приходим на голодный желудок или оплачиваем покупки кредитой. Также не стоит брать телегу, если вы просто зашли за хлебом.

Внутренняя кухня супермаркета. Факторы, которые мы не всегда замечаем:

  •  Эффект раскупленного товара. Полупустые полки дают сигнал о возможной популярности товара или его дефиците.
  • Оплата выкладки товара. Производители платят супермаркетам за более широкое или центральное расположение на полке.
  • Специальные приемы планировки и дизайна. Иногда, чтобы дойти до хлеба нужно пройти весь магазин.
  • Подсветка товаров, разные цвета освещения. Для свежего мяса идут розовые оттенки, а для зелени зеленые — так она кажется свежее.
  • Отсутствующие ценники или запутанная подача. Указана цена за один товар, но только если возьмешь сразу 4 шт.

Маркетинговые уловки:

  • Особое расположение товаров. На уровне глаз всегда расположены товары, которые нужно продать, а нам не факт, что нужно купить.
  • Акции и скидки. Второй товар бесплатно или 3+1, два по цене одного и прочие уловки.
  • Прикассовая зона. Как часто мы берем то, что нам совсем не нужно в последний момент.
  • Постоянные перестановки. Перемещение не только товаров на полках, но и смена локаций для целых витрин.
  • Качество товара. Более свежий товар всегда на задних рядах или в глубине полки.
  • Размеры тележек. Либо слишком маленькие, либо очень большие, в которые интуитивно хочется положить побольше.

Как вы думаете, какой процент населения читает состав продукта, а не этикетку перед принятием решения о покупке? «Без ГМО», «создано природой», «натуральный», «без сахара» — эти надписи буквально кидаются на нас с упаковки — маскируя истинный состав. Ваша задача – включить в себе внутреннего анти-маркетолога, перевернуть упаковку и хорошенько изучить состав.

«Без холестерина» — чаще всего указано там, где его и не может быть! Например, на растительном масле. И даже если его и правда нет в спредах, дешевых маргаринах, и многих кондитерских жирах – полезнее от этого они не станут, тк. содержат опасные трансжиры.

Теперь пройдемся вместе по отделам. Польза «заморских» овощей и фруктов вне сезона очень сомнительна. Их везут совсем зелеными. А вот салаты и зелень в горшочках – «живые» – содержат максимум микро- и макроэлементов.

Оливковое или подсолнечное? Горчичное или рыжиковое – не менее полезны, чем дорогое оливковое, да еще и использовались в России с давних времен. И не забывайте про условия хранения, чтобы не превратить пользу во вред! А вот для жарки растительные масла лучше не использовать, выбирайте масло ГХИ (или топленое).

Рыба. Свежая – главное, проверить качество «мяса», цвет глаз и жабр, при наличии. Шоковая заморозка – если вы живете не у океана, этот вариант в приоритете, главное, правильно разморозить. Место производства – в идеале должно соответствовать месту вылова.

Мясо/птица. Идеально: покупать на рынке или у небольших фермерских хозяйств. Химии в нем будет на порядок меньше. В магазине: проверяйте целостность упаковки и внешнего вида мяса – оно не должно быть серым.

Молочная продукция. Не покупайте: обезжиренные продукты, добавок в них гораздо больше, чем пользы. Молоко – не источник белка, а содержит в основном лактозу и в этом смысле совершенно не полезно. Растительное молоко чаще всего имеет всего 1-2% заявленного кокоса/миндаля, гораздо проще и вкуснее приготовить его самим. Сыры — самые полезные молодые и рассольные.

Бакалея. Исключите: Рафинированные продукты — мука, сахар, мука — это сплошной крахмал и не полезные угле воды. Замените на зеленую гречку, булгур, киноа. Используйте муку грубого помола вместо «стандартной» высшего сорта.

Колбаса. Не самый полезный продукт, особенно, если речь идет о копченостях, ведь в роцессе приготовления образуются канцерогены. Тот самый холестерин как раз здесь присутствует в больших объемах.

Хлеб и выпечка. Самый полезный хлеб не обязательно «бездрожжевой» , это тоже большой маркетинг. Если в составе живые дрожжи, а не термофильные, то этот продукт имеет право на жизнь, при условии должного качества остального состава. Мука обдирная, семечки, сухофрукты (следим за калориями) в магазинной выпечке зачастую в составе трансжиры и термофильные дрожжи.

Святослав Панченко – ресторатор, шеф-повар, основатель консалтингового агентства «Шеф-Ресторатор». Более 20-ти лет в ресторанном бизнесе. Собрал команду уникальных специалистов для решения любых, даже самых креативных гастрономических задач.