+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

25 января в Школе Арины Шараповой прошла четвёртая встреча, посвящённая театральной Москве. Галина Преображенская рассказала об истории музыкальных театров столицы. Программа реализуется в рамках гранта Мэра.

По словам Галины Преображенской, для неё главными маршрутами Москвы были театры музыкальные.

«У каждого из нас есть свои любимые театральные маршруты. Для меня, естественно, как для человека, который занимается русским романсом, вокальным искусством, общается, воспитывает молодых поющих ребят, главными театрами были театры музыкальные. И сегодня хотела бы поговорить только о двух из них, хотя в моей душе и моем сердце, их больше», – сказала Преображенская.

Она рассказала, что лучше всех о предвосхищении театрального чуда написал Пушкин. «Театр уж полон; ложи блещут, Партер и кресла — все кипит. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит…». Действительно, ожидание чуда – все в этих строках. Наверное, и мы с вами, отправляясь в театр, ждем чуда.

В начале встречи Галина Сергеевна провела небольшой экскурс в историю Московского театра. Замечательная фраза Томаса Манна: «Театр – то место, где толпа становится народом». Как начинался театр на Москве? Наверное, так же как во всей России, люди хотели, спешили, хотели удивиться, всегда это чувство лежало в основе похода на театральное действо, которое называлось словом «позорище». Петр I понял, какую силу хранит в себе театр – просветительскую, силу увлечения своими идеями большой массы людей. И повелевает соорудить «комедийную хоромину» на Красной площади. Первыми представлениями были театральные рассказы на тему петровских побед и завоеваний и российского войска. Появились потребности увидеть другие комедийные истории. И «хоромина» стала постепенно превращаться в театр. В воспитательном доме, основанном в это же время, были заложены зачатки балета.

1702 год – комедийная хоромина на Красной площади, а 1796 – князь Урсов получил правительственную лицензию на создание театра. С этого года ведет отчет наш русский профессиональный театр и Большой театр, в частности. Еще нет разделения на драматический и оперный. Построек и адресов было много, но, наконец, останавливается на Петровской площади и появляется первый основательный театр, который называют «Большим Петровским театром», много позже — «Большим театром СССР», «Большим театром России». Он – символ Москвы, культурной России. В нашем понимании и желании до сих пор остается эталоном, вершиной, хранителем всего самого чистого, великолепного, что создало русское музыкальное искусство.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Именно сюда 22-летним пришел гениальный Сергей Лемешев, чье имя и дальше скрепляло мое повествование. Основой театра является историческое здание – бывшая усадьба Салтыковых, здесь начинался Московский театра Оперетты. И, наконец, желание Станиславского и Немировича-Данченко поэкспериментировать в области не только театра драматического, но и музыкального, привело к тому, что это историческое здание, претерпевшие множество перестроек, стало Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Немировича-Данченко. Две студии слились в одну, даже в разные дни давали свои представления. Затем, в 41 году театр приобрел свою труппу, свою жизнь.

Также Галина Преображенская представила аудиозаписи голоса великих артистов театров. И рассказал небольшие истории о них.

Галина Сергеевна Преображенская – советский и российский музыковед, концертмейстер, продюсер, телеведущая; создатель и художественный руководитель Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Заслуженная артистка России, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.