+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

Серию встреч о Москве в рамках проекта «Клуб тематических встреч на Декабрьской», реализуемого в рамках гранта Мэра продолжила Заслуженный деятель искусств, заслуженная артистка России Галина Сергеевна Преображенская. Первую беседу она посвятила литературной Москве.

Когда получила приглашение побывать в АНО «Артмедиаобразование» Школе Арины Шараповой и предстать в качестве лектора, для меня не совсем знакомого качества, я очень обрадовалась. Мне интересен не сам конечный итог, когда я –лектор, а процесс подготовки — собиратель, книжник. Москва – литературная… передо мной разлеглась пропасть.. Мегаполис не только по числу населения, мегаполис по своим культурным составляющим, ярчайшим именам, которые жили, родились, скончались в Москве. Это и Булгаков, Достоевский, Чехов, Герцен, Крылов – перечислять и перечислять. Мне бы хотелось в этой пропасти завязнуть на веки. Это – жизнь! Жизнь духовная, интересная и поверьте мне, нет ничего более свежего и ценного, чем получение новых сведений и знаний. Вы живете жизнью давно ушедших людей, но людей замечательных, выдающихся и вы находите в них, может быть, ответы на свои вопросы. В их жизни, их мыслях, творчестве.

Я занимаюсь русским романсом, кого могу выбрать из имен московских литераторов, по какому принципу? Наверное, принцип музыкальности творчества этого человека? Поскольку мы в Москве и говорим о Москве, мне захотелось говорить о тех, кто родились в Москве. И я выбрала эти имена.

В начале поговорили об А.С. Пушкине, о котором Аполлон Григорьев писал: «Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, – все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками».

Уже более 200 лет прошло, как нет с нами Александра Сергеевича, мы все оттеняем красками эти контуры, набросанные им. Мы ограничились Пушкиным – москвичом, его московской историей и то – немного, то, что мне показалось интересным. Мне бы хотелось, чтоб для каждого из нас Пушкин был не лекционным материалом, не памятником на почетном пьедестале, чтоб он был нам домашним.

Б.Пастернак отмечал: «Пушкин возвел дом нашей духовной жизни, Лермонтов был первый ее обитатель».

«Москва – моя Родина, там я родился, там я страдал, там я был слишком счастлив». Лермонтов любил Москву, несмотря на то, что мало здесь жил. Но сегодня можно пройтись по Москве и прикоснуться к лермонтовским местам.

В 14 лет он возвращается в столицу учиться, уже показывая отличные результаты, становится блестящим учеником. И.. влюбляется. Представляете себе – на стихи Пушкина романсов написано меньше, чем на стихи Лермонтова. Стихи Лермонтова привлекают как авторов прошлого, так и современных – появляются все новые романсы. Любимый Лермонтовым Байрон сказал: «Ранняя способность влюбляться означает душу, которая будет любить изящные искусства». «Я думаю, в такой душе много музыки», — добавил Лермонтов. И мне кажется, поэтому в его стихах так много музыки. Говорят, на произведение «Белеет парус одинокий» написано 70 музыкальных произведений. Самое главное его «московское» стихотворение: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром. Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?…». Он пишет его в Петербурге, идут празднества, посвященные 31-му юбилею победы в Бородинской битве. Это стихотворение – конспект бородинской битвы.

Мне кажется, гениальные люди обладают некоторым даром провидения и «Герой нашего времени» как будто написан Лермонтовым после его смерти. Следующий такой всевидец и всезнайка – Марина Цветаева. Без нее в Москве нам было бы одиноко. Одна из самых музыкальных поэтов. В «Доме Романса» мы проводим конкурс современных создателей романса. И, буквально, каждый пятый пишет на стихи Цветаевой, хотя, казалось бы, поэзия непростая.

Заслуженный деятель искусств Галина Преображенская «Москва литературная»

Галина Сергеевна Преображенская — советский и российский музыковед, концертмейстер, продюсер, телеведущая; создатель и художественный руководитель Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Заслуженная артистка России, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.