Серию встреч о Москве в рамках проекта «Клуб тематических встреч на Декабрьской», реализуемого в рамках гранта Мэра продолжила Заслуженный деятель искусств, заслуженная артистка России Галина Сергеевна Преображенская. Первую беседу она посвятила литературной Москве.
Когда получила приглашение побывать в АНО «Артмедиаобразование» Школе Арины Шараповой и предстать в качестве лектора, для меня не совсем знакомого качества, я очень обрадовалась. Мне интересен не сам конечный итог, когда я –лектор, а процесс подготовки — собиратель, книжник. Москва – литературная… передо мной разлеглась пропасть.. Мегаполис не только по числу населения, мегаполис по своим культурным составляющим, ярчайшим именам, которые жили, родились, скончались в Москве. Это и Булгаков, Достоевский, Чехов, Герцен, Крылов – перечислять и перечислять. Мне бы хотелось в этой пропасти завязнуть на веки. Это – жизнь! Жизнь духовная, интересная и поверьте мне, нет ничего более свежего и ценного, чем получение новых сведений и знаний. Вы живете жизнью давно ушедших людей, но людей замечательных, выдающихся и вы находите в них, может быть, ответы на свои вопросы. В их жизни, их мыслях, творчестве.
Я занимаюсь русским романсом, кого могу выбрать из имен московских литераторов, по какому принципу? Наверное, принцип музыкальности творчества этого человека? Поскольку мы в Москве и говорим о Москве, мне захотелось говорить о тех, кто родились в Москве. И я выбрала эти имена.
В начале поговорили об А.С. Пушкине, о котором Аполлон Григорьев писал: «Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, – все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками».
Уже более 200 лет прошло, как нет с нами Александра Сергеевича, мы все оттеняем красками эти контуры, набросанные им. Мы ограничились Пушкиным – москвичом, его московской историей и то – немного, то, что мне показалось интересным. Мне бы хотелось, чтоб для каждого из нас Пушкин был не лекционным материалом, не памятником на почетном пьедестале, чтоб он был нам домашним.
Б.Пастернак отмечал: «Пушкин возвел дом нашей духовной жизни, Лермонтов был первый ее обитатель».
«Москва – моя Родина, там я родился, там я страдал, там я был слишком счастлив». Лермонтов любил Москву, несмотря на то, что мало здесь жил. Но сегодня можно пройтись по Москве и прикоснуться к лермонтовским местам.
В 14 лет он возвращается в столицу учиться, уже показывая отличные результаты, становится блестящим учеником. И.. влюбляется. Представляете себе – на стихи Пушкина романсов написано меньше, чем на стихи Лермонтова. Стихи Лермонтова привлекают как авторов прошлого, так и современных – появляются все новые романсы. Любимый Лермонтовым Байрон сказал: «Ранняя способность влюбляться означает душу, которая будет любить изящные искусства». «Я думаю, в такой душе много музыки», — добавил Лермонтов. И мне кажется, поэтому в его стихах так много музыки. Говорят, на произведение «Белеет парус одинокий» написано 70 музыкальных произведений. Самое главное его «московское» стихотворение: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром. Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?…». Он пишет его в Петербурге, идут празднества, посвященные 31-му юбилею победы в Бородинской битве. Это стихотворение – конспект бородинской битвы.
Мне кажется, гениальные люди обладают некоторым даром провидения и «Герой нашего времени» как будто написан Лермонтовым после его смерти. Следующий такой всевидец и всезнайка – Марина Цветаева. Без нее в Москве нам было бы одиноко. Одна из самых музыкальных поэтов. В «Доме Романса» мы проводим конкурс современных создателей романса. И, буквально, каждый пятый пишет на стихи Цветаевой, хотя, казалось бы, поэзия непростая.
Галина Сергеевна Преображенская — советский и российский музыковед, концертмейстер, продюсер, телеведущая; создатель и художественный руководитель Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Заслуженная артистка России, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.