+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

15 февраля на Youtube-канале Школы Арины Шараповой прошла лекция историка, сертифицированного экскурсовода Кирилла Боровкова «ЭКОкулинария – исторический экскурс». Занятие состоялось в рамках проекта «Клуб тематических встреч на Декабрьской. Экология мегаполиса», реализуемого по Гранту Мэра Москвы.

В первой части слушатели узнали, как формировалась национальные русская кухня, какие традиции связаны с питанием в нашей стране. Когда в Россию пришли блюда иностранной кухни и как они приживались в народе.

зависимость пищи от рода занятий человека (земледелие, рыболовство и т.д.);

религиозные запреты на еду (посты);

захватнические государства не оказывали влияния на русскую кухню (татаро-монгольское иго, поляки и «телячий бунт»);

хорошо заимствовались блюда из кухонь соседских дружеских государств;

влияние немецко-голландской кухни во времена Петра I;

влияние кухонной техники на кулинарию;

влияние открывающей природы на питание русских (обилие рек и водоемов);

эпоха царствования Екатерины II в кулинарии и ее следствие –  поток иностранных блюд.

Докторская колбаса

Анастас Микоян считается «отцом» докторской колбасы – изделия идеологически выверенного, но вкусного и предназначенного, как было сказано в документах того времени, «больным, имеющим подорванное здоровье в результате Гражданской войны и царского деспотизма». На производство этой колбасы шли только натуральные продукты. Классический рецепт «Докторской» оставался неизменным вплоть до конца 1950-х гг. Потом оказалось, что крупного рогатого скота в СССР не хватает, да и свиней, которым суждено было превратиться в составляющую часть диетической колбасы, стали откармливать отходами рыбной промышленности, из-за чего их мясо приобрело рыбный привкус. Качество колбасы начало ухудшаться.

Заметим, что в наши дни бренд «Докторская» и вовсе эксплуатируют все кому не лень, выпуская колбасу с огромным количеством усилителей вкуса, ароматизаторов, эмульгаторов и фиксаторов окраски. А некоторые умудряются изготавливать колбасу вообще без мяса – о такой возможности Микоян наверняка даже не догадывался.

Мороженное

  • В Нью-Йорк за мороженым
  • В 1936 г. Анастас Иванович отправился в Америку – знакомиться с новыми технологиями в пищевой отрасли и присмотреть там что-нибудь подходящее для нашей страны в плане питания. За два месяца командировки советская делегация побывала во многих городах, проехала тысячи километров. В Нью-Йорке, например, советские товарищи попробовали на вкус и отобрали в качестве перспективных несколько сортов мороженого. Памятные многим читателям с детства пломбир сливочный, крем-брюле и фруктовое мороженое именно тогда были рекомендованы для производства в СССР. Вскоре в Москве по­строили фабрику мороженого, оборудование для неё закупили в Америке. Качество продукта контролировалось очень строго. Основой служили натуральные ингредиенты, молочные жиры и полное отсутствие консервантов.

Вкус заокеанского хлеба

В Америке, у Микояна родилась идея хлебопекарной революции. В конце тридцатых годов наша страна была еще крестьянской, крестьянство составляло большую часть населения, и понятно, что крестьяне пекли хлеб сами. «Перевод советского потребителя на фабричный хлеб был равносилен революции, — писал Микоян. —Многое было взято нами у американцев. Например, мы привезли из Америки механизированный способ изготовления булочек, которые до того изготовлялись вручную и назывались „французскими“. Новый тип булок мы назвали „городскими“». 

  • Чего только не посмотрели они за две месяца в Америке, где только ни побывали. Разные заводы, в которых делали консервы, как мясные, так и рыбные; комбинаты, которые выпускали майонез, попкорн, овсяные хлопья; фабрики, которые пекли хлеб и бисквиты, делали шоколад и конфеты, выпускали сахар из свеклы, консервировали фрукты. Посетили заводы, на которых делали вино (в США, тогда как раз отменили сухой закон) и фабрики, на которых делали мороженое; осмотрели модерновые птицефабрики, свинофермы и даже знаменитые чикагские скотобойни;
  • Ох, любила поесть эта Америка, не наврали Ильф с Петровым: и тосты, и тонкие полоски бекона, и томатный сок, и яблочные пироги, и стейки, и – Микояну они особенно понравились – хамбургеры (так он называет их в своих воспоминаниях);
  • Специальные автоматы, купленные в Америке, массово выпускали котлеты, жаровни, купленные в Америке, очень вкусно их жарили. Оставалось вложить их в булочку. Киоски по продаже хамбургеров уже в 1937 году открылись в Москве, Ленинграде, Баку, Харькове и Киеве. Хамбургеры разлетались быстрее, чем горячие пирожки, трудящиеся встречали их на «ура». Потом началась война и стало не до них, про гамбургеры забыли до девяностых, пока в Москве не открылся первый «Макдональдс».