+7 (901) 547-65-50 ok@tam-grp.ru

20 января на YouTube-канале Школы Арины Шараповой педагог по сценической речи РАТИ-ГИТИС Ольга Васильева провела занятие «Работа с говором. Особенности произношения». Проект «Сохраним голос молодым -2» реализуется на Грант Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы и Комплекса социальной защиты города Москвы.

Исправление говора в речи является одним из важных компонентов качества речи. Работа над интонацией, артикуляцией и силой голоса недостаточна без исправления качества речи. Чистота речи – одна из характеристик, которая оказывается самым заметным для слушателей. Мозг получает звуковую информацию из окружающего мира через слух. Голосовой аппарат и слух составляют единый речеголосовой аппарат. Запись своей речи на магнитофон поможет определить исходный уровень чистоты речи. Выполняя упражнения на правильное произнесение слов, можно отслеживать свой прогресс.  

В России выделяют три типа говоров: северные, южные и среднерусские, в которых произошло слияние северных и южных черт. Все говоры восточнее границы – Урал, Сибирь и Дальний Восток сложились на основе говоров старейших славянских племен. Это язык переселенцев из центра России.

Гласные образуются за счет выдыхаемого воздуха, который выходит легко и плавно. Эти звуки придают речи полетность. Именно на гласных и базируется мелодика речи в русском языке. В процессе говорения часто наблюдается неправильное произношение безударных гласных «а» и «а». Это не только признак разных говоров, но и особенность невнятной, торопливой речи. Исправление неправильной речи связано с развитием слуха и вниманием к четкой артикуляции. Когда гласные, обозначающие «а» и «о» проглатываются, то это качественно отражается на речи и ее культуре. Следует заняться правильным произношением слов и сделать это ежедневным тренажом.  

Ударные гласные длительнее безударных.

Двухсложные слова с ударением на первый слог. Слоги перед ударным гласным – предударные, против линии письма. Звуки о, а в первой предударной позиции произносятся как а.

Повод,  колос, ропот, локон, локоть, масло, радость, хорошо

Двухсложные с ударением на второй слог. Обрубленный звук должен звучать между а и ы.

Товар, задор, позор, кошмар, завод, сапог, насос, каток, скандал, кабан, поклон, прогноз, нора, восход

Трехсложные слова с ударением на второй слог

Ударный и звук звучит между а и ы

Походка, заколка, помолвка, корона, заноза, колодка, каталка, сорочка, соната, бравада, заначка, пропажа трехсложные слова с ударением на третьем слоге. 

Трехсложные слова с ударением на первый слог. Звук средний между а и ы

Пагода, лампочка, колокол, кнопочка, холодно, логово, парочка, золото

Трехсложные слова с ударением на третьем слоге. Звук средний между а и ы

Красота, порошок, потолок, молоток, волосок, парадокс, позвонок, гороскоп, корвалол, протокол, голова.

Нужно выработать умение правильно выделять ударный слог, различать ритм слогов, то есть выработать новые навыки, которые соответствуют норме грамотного произношения. Для закрепления навыков можно произносить слова, выделяя ударные слог динамически – взмахом руки, броском мяча. 

Другие фонетические явления – признаки говора.

Фрикативный г. В русском языке звук г взрывной.

город, грот, сговор

У носителей южнорусского говора не всегда выполняемое правила ассимиляции по звонкости и глухости. В русском языке в словах, где встречаются рядом стоящие звонки и глухой согласный, звонкий уподобляет себе стоящий перед ним согласный. Например, все. Звонкий в и глухой с, уподобляет себе и произносим фсе. Слово сделать. И говорим зделать.

Слово вкрадчиво. В этом случае глухой к уподобляет себе звонкий в и произносится как ф.  

Выдает наличие говора произнесение союза и на стыке слов.

 вИталии, такИвстретилисъ, в то время как литературная норма требует здесь звука ы: вЫталии, такЫвстретилисъ

Чтобы качество речи становилось лучше, стоит записывать свою речь на диктофон при чтении классических произведений, а потом сравнивать свою запись с аудиозаписями этих произведений, наговариваемых профессиональными актерами. Каждый день следует фиксировать свой прогресс.

Ольга Васильева – актриса, преподаватель на кафедре сценической речи РАТИ-ГИТИС, преподаватель Института Современного Искусства, педагог-репетитор по сценической речи.