15 июня в АНО «Артмедиаобразование» Школа Арины Шараповой театровед, пресс-секретарь Московского академического театра им. Вл. Маяковского Олеся Вартанова провела первую лекцию проекта «Всероссийский культурный клуб», реализуемого при поддержке Российского фонда культуры, по теме «История театра в России и Европе».
Первые упоминания о театре датируются 497 годом до н. э., когда проходили праздники, посвященные богу виноделия Дионису. Актерами были исключительно мужчины. Они носили специальные маски, выражающие эмоции героев и выполняющие функцию резонатора, и котурны, обувь, увеличивающую их рост. Артисты занимали привилегированное положение в обществе и не платили налогов. В древнегреческом театре было два жанра пьес – трагедии и комедии. Также сегодня архитектурные особенности амфитеатров используются при строительстве цирков и филармоний.
В Средние века театр появился из народной культуры. Основными жанрами выступали литургические драмы, мистерии, моральные пьесы, фарсы и маски. Обычно спектакли проходили на ярмарках, рыночных площадях или около церквей во время праздников. В IX веке духовенство проводило ритуалы чтения эпизодов из Библии ил Евангелий. В этом действе принимали участие священники и уличные жонглеры.
Эпоха Возрождения сильно повлияла на развитие театра. В Италии в XV веке ученые-гуманисты изучали тексты древних авторов, на основе которых писали собственные «ученые комедии» и «ученые трагедии», например «Мандрагора» Никколо Макиавелли. В середине XVI века появилась комедия «Дель арте» (комедия масок). Это увлекательные, веселые представления с песнями и трюками, которые разыгрывали бродячие труппы артистов. Каждый персонаж представлял собой конкретный социальный типаж: панталоне (венецианский купец), доктор, бригелла (умный слуга), арлекин, капитан и пара влюбленных. Герой говорили на определенном диалекте и имели характерный для своего образа костюм.
В это время в Испании появился новый тип героя – романсеро (человек чести). Основоположником испанского театра стал Лопе де Вага, который написал более 2000 произведений, например, «Собака на сене».
Однако театр эпохи Возрождения достиг своей вершины в Англии. У. Шекспир написал 37 пьес для труппы театра «Глобус». Это были трагедии, комедии, исторические хроники: «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», «Гамлет», «Король Лир» и другие.
В XVIII веке, в эпоху Просвещения, театр обрел функцию убеждения, и появился жанр просветительской драмы, авторами которой были Вольтер, Д. Дидро и другие. Таким образом, до конца XIX века ключевыми направлениями в европейском театральном искусстве стали классицизм, романтизм, сентиментализм, символизм, натурализм, реализм и т. д.
Как отметила Олеся Вартанова, театр в России начал развиваться достаточно поздно. В основу первых спектаклей были положены религиозные празднества и языческие обряды. Они проводились на ярмарках и рыночных площадях. Первыми актерами были скоморохи — музыканты, певцы, шуты, танцоры и дрессировщики, использовавшие в постановках кукол, маски, гусли и дудки. Первое здание театра было построено в 1672 году при царе Алексее Михайловиче в его резиденции в Преображенском, где поставили пьесу «Артаксерксово действо» длительностью в 10 часов. Позднее покровителями этого искусства стали Петр I, императрица Анна Иоанновна и многие дворяне, которые открывали в своих загородных имениях крепостные театры. Лишь в 1750 году в Ярославле Федором Волковым был открыт первый профессиональный театр, спектакли которого сосредоточились на социальных и общественных проблемах.
В середине XIX века в России стал популярным реалистический театр, ключевым автором которого стал А. Н. Островский. Его пьесы ставили в Императорском и Александрийском театрах, а затем и в частных, что принесло ему успех и знаменитость. В начале XX века в театральном искусстве вновь произошли глобальные изменения. Был создан Художественный театр Станиславского и Немировича – Данченко, начали ставиться пьесы А. П. Чехова, и появился новый режиссерский театр. После революции театральное искусство подчинялось политике нового государства, которое вносило в массы пролетарскую культуру. Так появились театр Революции (ныне Театр В. Маяковского), театр Моссовета, Вахтанговский театр, которые известны и в наши дни.
История театра в России и Европе обширна и интересна, поэтому Олеся Вартанова предлагает список литературы, после прочтения которого, наши слушатели, смогут более подробно изучить эту тему.
Дорогие слушатели, следите за анонсами на нашем сайте, чтобы быть в курсе новых занятий в рамках проекта «Всероссийский Культурный Клуб».
Дорогие слушатели, следите за анонсами на нашем сайте, чтобы быть в курсе новых занятий в рамках проекта «Всероссийский Культурный Клуб».