23 мая 2024 года в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Культурно-досуговый центр на Большой Декабрьской», проводимого при поддержке Департамента труда и социальной защиты города Москвы, прошло практико-ориентированное занятие, посвященное вокальной артикуляции и дикции. Его провела вокалистка Карина Роумю
Важнейшим этапом в вокале является артикуляция и дикция. Артикуляционный аппарат — часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав-артикуляционные органы. Работа этих органов направленная на создание звуков речи называется артикуляцией. При пении мы задействуем всю ротовую полость (щеки, губы, язык, зубы, небо, челюсти, гортань, глотка).
Артикуляция звука состоит из 3 этапов:
Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;
Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;
Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют своё расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.
Артикуляция это работа органов речи, а дикция это чёткое произношение гласных и согласных звуков. И основную роль здесь занимают не голосовые складки, а органы произношения. Они бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, мягкое и твердое нёбо). Хочу заметить, что при правильной артикуляции чётком произношении наш голос звучит более благозвучно, нас хочется слушать и наши мысли доходят до самого сердца слушателя.
Дикция – четкое, ясное произношение гласных и согласных звуков. Проблема дикции была и остается одной из самых острых проблем, особенно в пении. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо — «на зевке», гортань опущена.
Согласные буквы в пении воспринимаются намного хуже гласных. Это связано с расстоянием между исполнителем и зрителем. Согласные буквы в пении, воспринимаются хуже, чем в разговоре, из-за маскирующего на них действия гласных букв, поскольку их уровень значительно более громкий, чем в речи. И значит, певцам следует больше внимания во время пения уделять произношению согласных. Но перед тем как мы приступим к вокальным упражнениям, нам нужно «разогреть» наши губки и язычок.
Упражнение 1.
«Выталкивание» диафрагмой согласных «Б», «П», «Г», «Ж», «Д», «М» (каждая согласная произносится 5-7 раз).
Упражнение 2.
Складываем губы трубочкой и поворачиваем их влево и вправо (упражнение повторяется 8 раз)
Упражнение 3.
Поворот нижней челюсти влево и вправо (упражнение повторяется 8 раз)